126 лет со дня рождения лидера демократического Азербайджана
31 января 2010 г.
• 22:56
Сегодня исполняется 126 лет со дня рождения лидера Азербайджанской Республики Мухаммеда Амина Расулзаде - человека, оказавшего колоссальный вклад в развитие азербайджанской нации, получение ею независимости, развитие азербайджанской государственности и национальной идеологии...
Еще будучи 18-летним юношей Расулзаде активно включился в общественно-политическую жизнь Российской Империи, в состав которой входил на тот момент Северный Азербайджан. Участвовал в революциях 1903 и 1905-1907 годов. В 1904 году он вместе с единомышленниками был одним из организаторов мусульманской социал-демократической группы «Гуммет» (Энергия).
В начале ХХ века мусульманское общество Южного Кавказа переживало тяжелейший кризис, обусловленный кризисом, охватившим всю территорию Российской Империи. После революции 1905 года мусульмане получили ряд свобод, создавших условия для ведения общественной деятельности и развития свободной прессы. Расулзаде использовал эти возможности для социально-духовного развития азербайджанского общества.
Создавая идеологию для объединения азербайджанской нации, Расулзаде сталкивался со многими препятствиями. Правительство Российской Империи видело в молодой мусульманской интеллигенции угрозу для своей власти. Из-за репрессий со стороны правительства Мухаммеду Амину пришлось уехать в Иран и там продолжить свою борьбу.
В Иране Расулзаде участвовал в революционном движении, начал издавать первую в истории Ирана газету европейского типа «Ирани-Ноу», а также продолжал заниматься критикой властей Российской Империи. Однако и здесь его не оставили в покое, в 1911 году Петербург оказал давление на власти Тегерана и Расулзаде вынудили покинуть Иран и переехать в Стамбул.
В 1913 году Расулзаде, попав под амнистию, вернулся в Баку, где стал идеологом партии «Мусават» и продолжил борьбу за развитие мусульман Южного Кавказа.
После февральской революции 1917 года Расулзаде был избран председателем Тюркской демократической партии федералистов «Мусават» и выступил с идеей создания национальной азербайджанской автономии в составе Российской Федерации. Однако после разгона Всероссийского Учредительного собрания и событий марта 1918 года, когда армяне во главе со Степаном Шаумяном под прикрытием российских военных устроили резню мусульманского населения Азербайджана, истребив 50 000 человек, Мухаммеду Амину стало очевидно, что дальнейшее развитие азербайджанского общества возможно только при полной независимости.
Расулзаде понимал, что для борьбы за независимость Азербайджана необходимо объединить азербайджанскую нацию и создать армию, которой она была лишена уже около века. А для этого, в свою очередь, необходима новая идеология, которая смогла бы дать всем равные права и решить проблемы мусульман Южного Кавказа.
В те времена не было нефтедолларов, которыми можно было бы решить все проблемы разом. Даже если бы и были, то мудрости Расулзаде хватило бы на то, чтобы отказаться от этого шаткого фундамента для государства.
Единство нации было построено на идеологии, которая вылилась в лозунг «Тюркизация. Исламизация. Модернизация.», впервые предложенный выдающимся мыслителем Али беком Гусейнзаде. Благодаря этой идеологии, колоссальным усилиям Расулзаде и его сподвижников, помощи Османской Империи и жизням тысяч шахидов, 28 мая 1918 года на карте мира возникло новое государство - Азербайджанская Демократическая Республика.
Основное место в идеологии уделялось Исламу, так как Расулзаде понимал, что попытки объединения, основанные на идеях созданных человеком, не приносят должных результатов. А единство созданное на основе Божественного откровения способно выдержать любые испытания и вызовы времени.
Именно поэтому одна из первых статей М.А.Расулзаде в газете «Гуммет» была озаглавлена высказыванием Али ибн Абу Талиба (Имам Али): «Объединенные усилия мужей сдвигают горы». В 1919 году М.А.Расулзаде говорил: «Будучи мусульманами, мы всегда верили, что наш народ временно лишенный своих политических прав и казавшийся мертвым, в недалеком будущем воскреснет и займет подобающее ему место». 30 июня 1919 года, по случаю Орудж-Байрама после молитвы в мечети, М.А.Расулзаде в своем выступлении заявил что, несмотря на внешние различия, свод купола мечети и лозунг «Аллаху Акбар» способны объединить всех азербайджанцев.
В 1920 году АДР, просуществовавшая 23 месяца, была оккупирована большевиками, при активной помощи армян. Расулзаде был арестован, и лишь чудом ему удалось сбежать в Финляндию. С этого момента ему больше не суждено было побывать в Азербайджане. Однако роль Расулзаде в истории Азербайджана неоценима: благодаря ему Азербайджан вошел в состав СССР в качестве государства и благодаря ему в 1991 году вышел из Союза, как независимое государство.
Дальнейшая деятельность Расулзаде продолжалась в европейской иммиграции, где он вел идеологическую борьбу за независимость Азербайджана, издавая журналы и книги, посвященные двухлетнему периоду независимости и ее национальной идеологии.
Мухаммед Амин Расулзаде скончался в 1955 году в городе Анкара, в Турции. Так закончилась история жизни человека, посвятившего всю свою жизнь Азербайджану и подарившего ему свободу.
В советское время идеологи начали пропаганду с целью очернить имя М.А.Расулзаде, называя его "пантюркистом", "туркофилом" и "буржуазным националистом". Правительство АДР называлось "антинародным", несмотря на то, что в период с 1918 по 1920 годы в Азербайджане было проведено большое количество демократических реформ. Земля была роздана крестьянам, были приняты меры для защиты прав рабочих, азербайджанский язык был объявлен государственным, были созданы все условия для обучения, был создан Бакинский Государственный Университет, Азербайджан стал парламентской республикой.
Различные политиканы и сегодня пытаются очернить имя Расулзаде, при этом, не сделав для Азербайджана даже тысячной доли того, что сделал Мухаммед Амин. Некоторые говорят о мифическом кризисе его идеологии, в сфере модернизации и исламизации. В виду отсутствия необходимого уровня образования и благородного духа, эти «критики» представляют себе модернизацию в виде повального распространения мини-юбок, легализации наркотиков и сексуальной распущенности.
Эти «критики» не хотят признавать, что как тогда, так и сейчас идеи Расулзаде способны дать новое дыхание азербайджанской нации, объединить ее и ответить на вызовы, которые брошены Азербайджанской Республике.Сегодня стране требуется все те же «Тюркизация. Исламизация. Модернизация», которые решат проблемы с отсутствием единства, падением духовно-нравственного уровня, уничтожением азери-тюркской идентичности, высоким уровнем коррупции, монополизацией всех сфер экономики и власти, падением уровня образованности населения, снятием страны с «нефтяной иглы» и созданием экономической специализации Азербайджана.
Любовь к лидеру демократического Азербайджана, который всю свою жизнь прожил в борьбе за развитие и независимость азербайджанской нации, живет в сердцах истинных патриотов, для поддержания которой не требуются ни бесчисленные памятники, ни парки в честь Расулзаде. Однако политика лидеров современного Азербайджана направлена на то, чтобы этих патриотов с каждым днем становилось все меньше и меньше.
Сынмаз Гара-Турал,
Молодежная организация "Возрождение и Единство"
Еще будучи 18-летним юношей Расулзаде активно включился в общественно-политическую жизнь Российской Империи, в состав которой входил на тот момент Северный Азербайджан. Участвовал в революциях 1903 и 1905-1907 годов. В 1904 году он вместе с единомышленниками был одним из организаторов мусульманской социал-демократической группы «Гуммет» (Энергия).
В начале ХХ века мусульманское общество Южного Кавказа переживало тяжелейший кризис, обусловленный кризисом, охватившим всю территорию Российской Империи. После революции 1905 года мусульмане получили ряд свобод, создавших условия для ведения общественной деятельности и развития свободной прессы. Расулзаде использовал эти возможности для социально-духовного развития азербайджанского общества.
Создавая идеологию для объединения азербайджанской нации, Расулзаде сталкивался со многими препятствиями. Правительство Российской Империи видело в молодой мусульманской интеллигенции угрозу для своей власти. Из-за репрессий со стороны правительства Мухаммеду Амину пришлось уехать в Иран и там продолжить свою борьбу.
В Иране Расулзаде участвовал в революционном движении, начал издавать первую в истории Ирана газету европейского типа «Ирани-Ноу», а также продолжал заниматься критикой властей Российской Империи. Однако и здесь его не оставили в покое, в 1911 году Петербург оказал давление на власти Тегерана и Расулзаде вынудили покинуть Иран и переехать в Стамбул.
В 1913 году Расулзаде, попав под амнистию, вернулся в Баку, где стал идеологом партии «Мусават» и продолжил борьбу за развитие мусульман Южного Кавказа.
После февральской революции 1917 года Расулзаде был избран председателем Тюркской демократической партии федералистов «Мусават» и выступил с идеей создания национальной азербайджанской автономии в составе Российской Федерации. Однако после разгона Всероссийского Учредительного собрания и событий марта 1918 года, когда армяне во главе со Степаном Шаумяном под прикрытием российских военных устроили резню мусульманского населения Азербайджана, истребив 50 000 человек, Мухаммеду Амину стало очевидно, что дальнейшее развитие азербайджанского общества возможно только при полной независимости.
Расулзаде понимал, что для борьбы за независимость Азербайджана необходимо объединить азербайджанскую нацию и создать армию, которой она была лишена уже около века. А для этого, в свою очередь, необходима новая идеология, которая смогла бы дать всем равные права и решить проблемы мусульман Южного Кавказа.
В те времена не было нефтедолларов, которыми можно было бы решить все проблемы разом. Даже если бы и были, то мудрости Расулзаде хватило бы на то, чтобы отказаться от этого шаткого фундамента для государства.
Единство нации было построено на идеологии, которая вылилась в лозунг «Тюркизация. Исламизация. Модернизация.», впервые предложенный выдающимся мыслителем Али беком Гусейнзаде. Благодаря этой идеологии, колоссальным усилиям Расулзаде и его сподвижников, помощи Османской Империи и жизням тысяч шахидов, 28 мая 1918 года на карте мира возникло новое государство - Азербайджанская Демократическая Республика.
Основное место в идеологии уделялось Исламу, так как Расулзаде понимал, что попытки объединения, основанные на идеях созданных человеком, не приносят должных результатов. А единство созданное на основе Божественного откровения способно выдержать любые испытания и вызовы времени.
Именно поэтому одна из первых статей М.А.Расулзаде в газете «Гуммет» была озаглавлена высказыванием Али ибн Абу Талиба (Имам Али): «Объединенные усилия мужей сдвигают горы». В 1919 году М.А.Расулзаде говорил: «Будучи мусульманами, мы всегда верили, что наш народ временно лишенный своих политических прав и казавшийся мертвым, в недалеком будущем воскреснет и займет подобающее ему место». 30 июня 1919 года, по случаю Орудж-Байрама после молитвы в мечети, М.А.Расулзаде в своем выступлении заявил что, несмотря на внешние различия, свод купола мечети и лозунг «Аллаху Акбар» способны объединить всех азербайджанцев.
В 1920 году АДР, просуществовавшая 23 месяца, была оккупирована большевиками, при активной помощи армян. Расулзаде был арестован, и лишь чудом ему удалось сбежать в Финляндию. С этого момента ему больше не суждено было побывать в Азербайджане. Однако роль Расулзаде в истории Азербайджана неоценима: благодаря ему Азербайджан вошел в состав СССР в качестве государства и благодаря ему в 1991 году вышел из Союза, как независимое государство.
Дальнейшая деятельность Расулзаде продолжалась в европейской иммиграции, где он вел идеологическую борьбу за независимость Азербайджана, издавая журналы и книги, посвященные двухлетнему периоду независимости и ее национальной идеологии.
Мухаммед Амин Расулзаде скончался в 1955 году в городе Анкара, в Турции. Так закончилась история жизни человека, посвятившего всю свою жизнь Азербайджану и подарившего ему свободу.
В советское время идеологи начали пропаганду с целью очернить имя М.А.Расулзаде, называя его "пантюркистом", "туркофилом" и "буржуазным националистом". Правительство АДР называлось "антинародным", несмотря на то, что в период с 1918 по 1920 годы в Азербайджане было проведено большое количество демократических реформ. Земля была роздана крестьянам, были приняты меры для защиты прав рабочих, азербайджанский язык был объявлен государственным, были созданы все условия для обучения, был создан Бакинский Государственный Университет, Азербайджан стал парламентской республикой.
Различные политиканы и сегодня пытаются очернить имя Расулзаде, при этом, не сделав для Азербайджана даже тысячной доли того, что сделал Мухаммед Амин. Некоторые говорят о мифическом кризисе его идеологии, в сфере модернизации и исламизации. В виду отсутствия необходимого уровня образования и благородного духа, эти «критики» представляют себе модернизацию в виде повального распространения мини-юбок, легализации наркотиков и сексуальной распущенности.
Эти «критики» не хотят признавать, что как тогда, так и сейчас идеи Расулзаде способны дать новое дыхание азербайджанской нации, объединить ее и ответить на вызовы, которые брошены Азербайджанской Республике.Сегодня стране требуется все те же «Тюркизация. Исламизация. Модернизация», которые решат проблемы с отсутствием единства, падением духовно-нравственного уровня, уничтожением азери-тюркской идентичности, высоким уровнем коррупции, монополизацией всех сфер экономики и власти, падением уровня образованности населения, снятием страны с «нефтяной иглы» и созданием экономической специализации Азербайджана.
Любовь к лидеру демократического Азербайджана, который всю свою жизнь прожил в борьбе за развитие и независимость азербайджанской нации, живет в сердцах истинных патриотов, для поддержания которой не требуются ни бесчисленные памятники, ни парки в честь Расулзаде. Однако политика лидеров современного Азербайджана направлена на то, чтобы этих патриотов с каждым днем становилось все меньше и меньше.
Сынмаз Гара-Турал,
Молодежная организация "Возрождение и Единство"