И даже спустя 125 лет после рождения нас пытаются заставить его забыть
31 января 2011 г.
• 10:23
Мамед-Эмин Расулзаде родился в 1884 году близ Баку, в селении Новханы. Начальное образование получил в русско-мусульманской школе под руководством известного просветителя С.М.Ганизаде, затем учился в бакинской технической школе. Для того времени это был высокий уровень образования, и в дальнейшей жизни Расулзаде полученные знания сыграли большую роль.
С ранних лет М.Э.Расулзаде приобщился к общественным процессам и в 1902 году создал кружок под названием "Мусульманская молодежная организация". Вот что он писал позднее, вспоминая о деятельности этого кружка: "Целью кружка было развивать у ее членов национальные чувства, развивать родную речь, читать произведения своих писателей, учить наизусть революционные стихи, распространять набранные в типографии листовки, систематически пропагандировать свободолюбивые и революционные идеи среди рабочих".
Активное участие в политических процессах привело его в ряды социал-демократов. В 1904 году в одной когорте с ищущими новизны молодыми Н.Наримановым, С.М.Эфендиевым, М.Г.Гаджинским, М.Мовсумовым, М.Азизбековым М.Э.Расулзаде был создателем организации "Гуммет" при Российской социал-демократической партии. Была поставлена цель: распространить в азербайджанском обществе социал-демократические идеи свободы слова, прессы, совести, собраний, неприкосновенности личности и имущества. Эта работа не прошла бесследно, и, когда в 1905 году началась первая русская революция, Азербайджан уже был готов к потрясениям, охватившим всю Россию.
Азербайджан прошел эту революцию под лозунгами тюркизма, исламизма и прогресса. В идее, сформулированной Али беком Гусейнзаде как "тюркская кровь, исламская вера, европейская направленность", большую роль сыграли теоретические взгляды М.Э.Расулзаде. Революция 1905 года открыла большую дорогу его публицистической и практической деятельности. Таким образом, именно эта революция и вывела Расулзаде на авансцену истории. Именно в эти годы он познакомился с молодым революционером И.Сталиным.
Это знакомство сперва переросло в дружбу, а затем во вражду на идеологической почве. М.Э.Расулзаде публиковался в журнале "Фиюзат", редактором которого был Али бек Гусейнзаде, газетах "Иршад" и "Текамюль" под редакцией А.Агаоглу. Некоторое время он и сам был редактором этих газет. Описывая этот период жизни Расулзаде, М.Б.Мамедзаде отмечал: "Спустя некоторое время после начала революции, с 1906 года, мы видим его возглавляющим новую газету "Текамюль". Выражая революционные мысли молодых патриотов, эта газета в программной статье защищала свободу и равенство наций, народов, классов и индивидов. Молодой революционер и просветитель Расулзаде до конца жизни отстаивал формулу "Свободу людям, независимость народам".
После поражения первой русской революции М.Э.Расулзаде вынужден был эмигрировать в Иран. Он был единственным среди интеллигентов, писателей и публицистов, кому довелось участвовать и в русской революции 1905-1907 годов, и в движении 1908-1911 годов, и в движении Саттархана. Если проследить азербайджанскую прессу, станет ясно, что Расулзаде в своих публикациях создал не только публицистическую, но и историческую летопись революционной борьбы в Баку и Тебризе, да и в целом на Ближнем Востоке и в России.
Общее количество публикаций Расулзаде на эту тему перевалило за 250, и большая часть этого материала посвящена иранской революции. Мирза Бала Мамедзаде об этом пишет: "М.Э.Расулзаде с 1908 по 1911 год мы видим в Тегеране. Влюбленный в демократию, Расулзаде не мог оставаться сторонним наблюдателем иранской революции, бурлящим центром которой стали Азербайджан и его свободолюбивая столица - Тебриз. Читая статьи Расулзаде о событиях в Тебризе и его героических повстанцах, мы проникаемся глубоким уважением к лидерам восстания. Мне кажется, что его "Письма из Ирана", опубликованные в газетах "Иршад", "Текамюль", "Тарагги", по сей день остаются важным источником для изучения истории движения за Конституцию".
М.Э.Расулзаде вместе с С.Г.Тагизаде, Г.Наввабом, С.Мирзой и другими известными иранскими интеллигентами в 1910 году основал Иранскую демократическую партию и редактировал партийный орган - газету "Иране ноу". С.Г.Тагизаде, бывший в первые годы "холодной войны" послом Ирана в Великобритании, позднее писал: "Современную европейскую газетную форму в Иране впервые ввел М.Э.Расулзаде".
За годы пребывания в Иране М.Э.Расулзаде накопил богатый опыт и материалы, которые позднее позволили ему написать исследовательскую работу "Иранские тюрки".
Русская революция 1905-1907 годов потерпела поражение, но не осталась безрезультатной. Общество обновилось, общественная мысль обогатилась, понятие национальных прав стало ведущим стержнем политических дискуссий. Комплексный анализ этого процесса дает основание говорить о вступлении Азербайджана в новую стадию своего развития. По мнению М.Э.Расулзаде, это был этап перехода от национально-культурного движения к политической борьбе за национальные права. Эта идея была связана не только с изменением форм и методов борьбы, но и со сменой поколений.
Поколение Мирза Фатали (речь о драматурге Ахундове - ред.), Гасан бека Зардаби, Исмаил Мирзы Гаспринского сменилось поколением Топчибашевых, Гусейнзаде, Агаоглу, которые выделялись не только новой формой мышления, но и обогатили свежей мыслью политические концепции, продвинувшись по этому пути гораздо дальше своих учителей. Именно борьба нового поколения за национальные права выдвинула на передний план философию видного мыслителя Дж.Афгани - "Нет счастья вне нации". Но это была борьба за права, борьба за право народа выйти на политическую сцену, но не идея национальной свободы. Эта идея появится чуть позже - в серии статей Расулзаде "Национальное возрождение". Но, прежде чем приступить к этой серии, Расулзаде, спасаясь от преследований русского царизма в Иране, в 1911-1913 гг. перебрался в Османскую империю, где прошел через "Тюркские очаги". После поражения русской революции в Турцию уже перебрались А.Агаоглу - в 1909 году и А.Гусейнзаде - в 1910 году.
Теплые революционные ветры 1905-1907 годов вновь сменились холодным туманом деспотизма. Говоря словами Мирза Балы Мамедзаде, "в Россию возвратился средневековый деспотизм". Этот черный призрак стал душить и свободу, и вольнодумцев не только в России, но и на Кавказе, и даже в Иране взял под свое крыло силы реакции. Преследования со стороны русских в Иране закончились тем, что Расулзаде, а вместе с ним и С.Тагизаде эмигрировали в Турцию, переживавшую процесс перехода от османства и исламского единства к тюркскому национализму.
Стамбульские обсуждения с А.Гусейнзаде и А.Агаоглу, знакомство с известным тюркологом Зия Гекалпом, ознакомление с "Философией национального единства" Шейха Джемаледдина Афгани, публикации в журнале "Тюрк юрду" сыграли большую роль в формировании мировоззрения М.Э.Расулзаде. В статье "Иранские тюрки", вышедшей в журнале "Тюрк юрду", он наряду с Южным Азербайджаном дает ряд сведений и о Северном, и, в частности, пишет: "Часть Кавказского Азербайджана, находящегося в подчинении России, составляют Эриванская, Гянджинская и Бакинская губернии".
Пока М.Э.Расулзаде находился в Стамбуле, в Азербайджане произошло важное событие. В октябре 1911 года бывшие "гумметисты" Т.Нагиев, Мухаммед Али Расулзаде и А.Кязымзаде основали партию "Мусават". Вернувшийся в 1913 году в Баку М.Э.Расулзаде возглавил эту партию. В скором времени партия "Мусават", даже по признанию противников, стала ведущей политической силой Закавказья, формирующей общественное мнение. Сыграв решающую роль в судьбе Азербайджана, партия выступила как главный фактор завоевания независимости.
В феврале 1913 года Российская империя торжественно отметила 300-летие дома Романовых. Во всех краях, даже самых отдаленных, чувствовалось праздничное настроение. Во всех крупных городах, губернских центрах проводились праздничные мероприятия, возносились молитвы во здравие государя-императора. Со времен реакции и репрессий, развернувшихся с 5 сентября 1911 года - со дня убийства П.А.Столыпина, прибывшего в Киев вместе с Николаем II на церемонию открытия памятника Александру II, - это были первые послабления режима.
Это была одна из гримас истории - проведение праздничных мероприятий в государстве Романовых было поручено ярому монархисту, противнику института Думы, прославившемуся повсеместным поиском "врагов государства" министру внутренних дел Николаю Маклакову. Именно наперекор рекомендациям Маклакова Николай II в честь воцарения династии Романовых подписал указ о помиловании политических арестантов и о возвращении в страну политэмигрантов. Одним из тех, кого коснулся этот указ, был М.Э.Расулзаде. В апреле 1913 года он вернулся в Баку и внес свежесть в политическую атмосферу города.
Позднее в статье, посвященной памяти З.Гекалпа, сам Расулзаде так характеризует этот период: "Публикации покойного в "Тюрк юрду" под рубрикой "Тюркизация, исламизация и прогресс" сильно взволновали меня. Вернулся в Баку. В прессе обсуждался вопрос языка. Я начал защищать концепцию Зии".
Действительно, с лета 1913 года в журнале "Шелале" мы встречаем серию статей Расулзаде: "Простой язык - новый язык", "Новые языковеды-тюркисты", "Язык как важный общественный фактор". В последней из упомянутых статей он писал:
"Мы, азербайджанские тюрки, чуть было не потеряли язык, имеющий большое моральное и материальное значение в жизни народа. Был период, когда мы совершенно иранизировались. Тюркскую литературу не знали. Тюркский язык считался уделом необразованных людей, избранные кичились знанием арабского и фарси. Затем новое поколение азербайджанских тюркоязычных поэтов, выросших под влиянием Физули (XVI век - ред.), предотвратило эту опасную тенденцию, плохо ли, хорошо ли сформировав литературный язык".
Расулзаде в своих публикациях высветил истину, важную для общественной и культурной жизни Азербайджана, - для формирования нации следует ликвидировать разрыв между разговорной и письменной речью. Он отмечал: "Если мы действительно хотим видеть язык носителем национального духа и средством общения и считаем язык фактором объединения и прогресса всего общества и нации, то должны сократить различия между письменной и устной речью".
Именно в статьях Расулзаде, опубликованных в газете "Игбал", журналах "Шелале", "Басират", "Дирилик", мы находим научное обоснование сущности азербайджанской тюркской нации. Наибольшей актуальностью выделялась серия статей "Национальное возрождение", опубликованных в журнале "Дирилик". В них он научно обосновывает, что нацию объединяет не религия, а язык и культура, что мусульманство не национальная, а религиозная категория.
Серия статей "Национальное возрождение" подвела черту под очередным этапом истории развития азербайджанской общественной мысли и послужила основой для нового этапа. В "Национальном возрождении" Расулзаде всесторонне обосновал идею национальной независимости. Сама эта серия подтверждает, что Расулзаде сформировался как общественный деятель.
Расулзаде впервые обосновал отношение к идее возрождения сквозь призму взаимоотношений Восток-Запад. Он пришел к мысли, что европейцы понесли большие жертвы, чтобы выжить. На Востоке, напротив, возрождение опирается на реальности этого мира, восточное исламское возрождение опирается на реальности загробного мира и конца света. Европа умирает, чтобы добиться национального возрождения в этой жизни, исламский Восток умирает, чтобы добиться того же в потустороннем мире. Проблема заключалась в том, чтобы добиться права на жизнь в этом мире. Исходную точку национального прогресса Расулзаде видел именно в этом. Смысл всего цикла "Национальное возрождение" у М.Э.Расулзаде сводился к тому, что самое ценное из всех возрождений - это национальное возрождение.
Начиная с осени 1914 года в течение трех месяцев Расулзаде разрабатывал проблему национального возрождения. В серии статей он научно-теоретически обосновал идею национального возрождения.
Когда М.Э.Расулзаде приступил к сочинению "Национального возрождения", Первая мировая война уже началась. Выдвинутые в этой серии статей идеи были непосредственно связаны с войной. М.Э.Расулзаде был одним из тех, кто видел, как пушечные залпы войны сотрясают основы великих империй. В первом номере газеты "Ачыг сез" ("Правда"), вышедшей в свет в 1915 году, была опубликована дальновидная концепция М.Э.Расулзаде "Карта мира изменится войной", вызвавшая бурные дискуссии в общественной среде. В то время как мир был перерыт окопами, а воздух застил пороховой дым, Расулзаде так характеризовал современную эпоху: "Этот путь, ужасы которого мы сейчас наблюдаем, показывает, что наша современность - век наций". Большой заслугой М.Э.Расулзаде было сквозь туман мировой войны увидеть вектор развития цивилизации. Грандиозные явления начала ХХ века - изменение карты мира, самопознание наций, завоевание ими своих законных прав - еще раз выявили великий ум и прозорливость М.Э.Расулзаде.
А как представлял себе М.Э.Расулзаде путь азербайджанских тюрок? В первом номере "Ачыг сез" он опубликовал статью "Дорога, которую мы выбираем", в которой были такие строки:
"Мы - тюрки по языку, тюрки по национальности. В первую очередь наша цель - сохранить независимость тюркской литературы, тюркского искусства, тюркской истории и тюркской культуры. Блестящая тюркская культура - наша святая цель, наша яркая путеводная звезда".
На таком высоком теоретическом уровне М.Э.Расулзаде встретил русскую революцию 1917 года, и этот уровень позволил ему подняться на всероссийскую историческую сцену. Приятно, что многосторонней деятельности М.Э.Расулзаде уделено большое внимание в энциклопедическом издании "Политические деятели 1917 года", вышедшем в свет в Москве уже после развала Советского Союза. Выдвинутая им идея "Национально-территориальная автономия" была столь дальновидна, что и по сей день Россия испытывает ее притягательную силу. В отличие от многих русских либералов и социалистов, М.Э.Расулзаде ожидал от революции не только освобождения угнетенных классов, но и освобождения угнетенных народов. Несмотря на всю ограниченность русской революции, несмотря на приверженность русских политических деятелей границам Российской империи, исторический процесс доказал жизненность идеи М.Э.Расулзаде.
Проведенные весной 1917 года два мусульманских съезда выдвинули М.Э.Расулзаде в лидеры российских тюрок. Апрельский съезд кавказских мусульман в Баку сформулировал ожидания азербайджанцев от русской революции. Выступая перед делегатами, представлявшими политические и общественные организации Азербайджана, а также мусульман Северного Кавказа, Грузии и Эривани, М.Э.Расулзаде о государственном устройстве России и правах ее народов сказал следующее: "Крепкое единство народов, входящих в состав государства, не сможет обеспечить никакая сила, кроме их свободного волеизъявления о создании подобного государственного объединения". Борьба за права мусульманских народов была продолжена на московском съезде в мае 1917 года. Сюда съехались видные деятели: А.М.Топчибашев, С.Арсал, Дж.Акчура, З.В.Тоган, Ф.Керими, А.Цаликов, М.Чокаев, С.Чантурин, Г.Исхаки, Р.Ибрагим, Ф.Туктаров, Г.Атласов и многие другие. Однако центральной фигурой съезда был М.Э.Расулзаде. Он же был и носителем идеи территориальной автономии, считая, что идея культурной автономии не может соответствовать растущему изо дня в день процессу национального самосознания. М.Б.Мамедзаде позднее так описывал деятельность М.Э.Расулзаде на московском съезде: "В мае 1917 года в Москве на съезде российских тюрок Расулзаде горячо, настойчиво, сильно и успешно защищал тезис "национального государства", и эта успешность сделала его их общим лидером. Как результат этой известности, М.Э.Расулзаде был избран делегатом в Учредительное собрание и от Азербайджана, и от Туркестана".
Царская Россия не выдержала тяжести Первой мировой войны. Вторая русская революция сдала империю в архив истории. Находясь в стане победителей, Россия переживала муки поражения. К моменту развала империи за плечами М.Э.Расулзаде была большая школа борьбы. Он закалился в политических процессах, превратился в революционера-профессионала, выполняющего миссию лидерства всех тюркских народов России, стал мудрым политиком.
Возглавляемая М.Э.Расулзаде партия "Мусават" стала сильнейшей политической организацией Южного Кавказа, надеждой и опорой всей нации, главным пропагандистом национально-освободительных идей.
Выступивший в качестве основного докладчика М.Э.Расулзаде неопровержимыми доводами обосновал необходимость территориальной автономии. Выпячивавшим исламский фактор он напомнил, что уже многие народы осознали, что "они в первую очередь тюрки, а затем уже мусульмане". Он настаивал на такой постановке вопроса: "Что такое нация? Я убежден, что нация основывается на факторах единства языка, исторических связей, обычаев и традиций. Порой тюрок, спрашивая у татарина о его национальности, слышит в ответ: я - мусульманин. Это ошибочное утверждение. Как не существует христианской нации, так и нет мусульманской нации. В большом доме мусульман должны быть отдельные квартиры тюрок, фарсов, арабов", что будущая государственность должна покоиться на двух началах. Это общечеловечность интересов, с одной стороны, и свобода индивидуального развития отдельных национальностей - с другой. Поэтому мусульмане выступают за то, что их особенности должны быть сохранены и их особые интересы обеспечены. Сохранение национального облика необходимо в интересах всего человечества. Он подчеркнул, что каждый народ должен организоваться самостоятельно. Если ислам, по его выражению, "здание", то отдельные мусульманские народы пусть будут "комнатами" в этом общем доме. "Мы сначала должны дифференцироваться, а потом объединиться". "Мы желаем, чтобы будущая форма государственного управления была демократической республикой на федеративных началах, но мы прибавляем, что не хотим воспользоваться критическим положением русского государства, а откладываем разрешение вопроса до созыва Учредительного собрания". Так говорил М.Э.Расулзаде на съезде 3 мая 1917 года.
Традиционно обвиняемый советскими и зарубежными авторами в пантюркизме, М.Э.Расулзаде в своем докладе на съезде доказывал, что тюркские народы весьма существенно различаются между собой. Несмотря на сильнейшее сопротивление оппонентов, радикальная резолюция, выдвинутая М.Э.Расулзаде, была принята 446 голосами против 271. Позднее он писал об этом: "Тысяча делегатов, представлявших всех тюрок России, после жарких дебатов на съезде сошлась на требовании установления в стране федеративной народной республики, построенной на основе национальных и территориальных автономий. Это требование ясно указывало, каких политических результатов ожидали российские мусульмане от великой революции".
Основателем и лидером Азербайджанской Демократической Республики был М.Э.Расулзаде. Азербайджанская Демократическая Республика просуществовала всего 23 месяца. В масштабах времени это не так уж и много. Но созданная за эти месяцы история, пройденный путь, политический смысл свершенных дел стали достоянием нации. Провозглашенная 28 мая 1918 года независимость и как символ этой независимости взметнувшееся трехцветное знамя со звездой и полумесяцем стали не только закономерным результатом национального возрождения, но и путеводной идеологической звездой дальнейшего пути, стратегией развития борьбы за достижение национальных целей.
После апрельского переворота 1920 г. ему удалось некоторое время скрываться в высокогорном Лагиче, но 17 августа в местечке Гарамарьям близ Гейчая он был арестован и привезен в Баку. Осенью 1920 года И.Сталин был командирован в длительную поездку по маршруту Ростов-Владикавказ-Баку-Дагестан. В первые дни ноября он прибыл в Баку для участия в торжествах по поводу годовщины Октябрьской революции и в конференции Бакинского городского совета. От имени Наркомата по делам национальностей РСФСР он дал распоряжение начальнику особого отдела XI Армии В.Панкратову освободить М.Э.Расулзаде. Случилось невиданное: И.Сталин лично отправился в Баиловскую тюрьму, где некогда томился и сам, вызволил М.Э.Расулзаде и забрал с собой в Москву.
Современные противники М.Э.Расулзаде весьма искусно используют этот факт против него. Впрочем, те, у кого хорошая память, отлично знают, что в 1905 году нефтепромышленники, схватившие революционера Сталина, хотели бросить его в нефтяной колодец, и спас его тогда именно М.Э.Расулзаде. Затем, когда Сталин сидел в Баиловской тюрьме, его побег организовал также М.Э.Расулзаде. И Сталин, конечно же, не забыл пламенную речь Расулзаде над могилой рабочего-революционера Х.Сафаралиева в Бибиэйбате 29 сентября 1907 года. К тому же, М.Э.Расулзаде был не единственным, кто участвовал в спасении Сталина в те далекие революционные дни. За плечами Сталина была многолетняя революционная работа в Баку, на Кавказе и во многих мусульманских областях, и теперь, невзирая на определенные трудности, он с большим удовольствием выручал своих старых друзей.
Стоит напомнить, что в 1919 году в Баку прибыл, спасаясь от преследования большевиков, бывший член Государственной думы и член партии "Иттифаги Муслимин" татарский националист Хади Атласов. Узнав о его аресте в Баку, Сталин специальным письмом обратился к Н.Нариманову. Кроме того, в декабре 1920 года Сталин не только освободил из Бутырской тюрьмы активных участников национального движения мусульман России Ильяса Алкына и Убайдуллу Годжаева, но даже принял их в Кремле.
По прибытии в Москву М.Э.Расулзаде с помощью Сталина устроился работать в Комиссариате по делам национальностей в должности уполномоченного по вопросам печати. Одновременно в подчиненном наркомату Московском институте востоковедения он преподавал фарсидский язык. В органе наркомата - журнале "Новый Восток" - в N1 за 1922 год был дан анонс, что в следующем номере будет помещена статья М.Э.Расулзаде "Коммунисты Древнего Ирана". Но статья эта не вышла. Видимо, в связи с неожиданной эмиграцией Расулзаде из Советской России.
В ряде источников мы находим указание на то, что члены партии "Мусават" с помощью знаменитого татарского политика М.Бигиева устроили ему побег из Петрограда в Финляндию и оттуда в Турцию. Сам М.Э.Расулзаде в "Письме Сталину" так объясняет свой поступок:
"Покидая Москву, я не успел повидаться с Вами. Потому что решил тайно покинуть Россию... Я не просил на это разрешения. Обдумал отрицательные стороны этого поступка. Если бы Вы не разрешили, пришлось бы отказаться от решения покинуть Россию. Но это было невозможно. Потому что это было бы самоотречением и приговором себе на полную бездеятельность. Можно было бы оставаться бессловесным наблюдателем развития событий в России. Но происходящие в России ныне события являются повторением событий столетней давности. Как и сто лет назад, Россия занята собиранием колоний вокруг себя".
После двух лет свободной жизни и последующих двух лет жизни под прессом М.Э.Расулзаде - создатель первой на Востоке республики - начал жизнь эмигранта в Турции. 1 января 1923 года в письме Сталину он, в частности, отмечал: "Волею судеб очутившаяся у власти партия коммунистов, отступая на всех фронтах от своей идеологии, приходит к идее восстановления старой Российской империи..." В письме есть и такой пассаж: самостоятельность Кавказа при царских наместниках была не меньше, чем "при нынешних секретарях Кавказского крайкома", но процесс ликвидации независимости теперь идет быстрее, чем при царе.
Большой период эмигрантской жизни М.Э.Расулзаде был связан с Турецкой Республикой. В 1923 году, за несколько месяцев до провозглашения Турецкой Республики, в Стамбуле вышел из печати труд М.Э.Расулзаде "Азербайджанская Республика". В этой работе содержалось описание исторического пути, пройденного Азербайджанской Демократической Республикой. Но для турецкой общественности эта книга оказалась как нельзя кстати, ибо способствовала распространению и укреплению республиканских идей в Турции. На "Празднике книги" в Измире труд М.Э.Расулзаде был оценен самой высокой премией. Али бек Гусейнзаде написал вступительное слово к этой книге, где была дана высокая оценка труду Расулзаде. И даже Гусейнзаде предсказал, что на предстоящей книжной ярмарке в Измире книга получит высокую премию. Обращаясь к М.Э.Расулзаде, Али бек писал: "Вы работали как активный борец в самое критическое для Азербайджана время, очень многие важные факты и события Вы видели с близкого расстояния собственными глазами, пребывали среди различных течений и прожили богатой приключениями жизнью... К имеющимся, естественно, у Вас положительным знаниям и эрудиции, Вы прибавили много ценных и полезных наблюдений и сведений, и все это Вы, несомненно, постарались отметить и зафиксировать в вашем труде... С этой стороны Ваш труд... послужит ценным вкладом в наши печатные издания, ибо затронутая в нем тема касается вопросов, связанных со святой, дорогой независимостью и будущностью Баку, экономическое и политическое положение которого имеет всемирное значение, и Азербайджана и по этой причине - всего тюркизма".
Книга М.Э.Расулзаде "Азербайджанская Республика" и вступительное слово Али бека Гусейнзаде были срочно переведены на русский язык сотрудниками советского посольства в Анкаре и доставлены И.Сталину.
В том же 1923 году в Стамбуле были изданы труды М.Э.Расулзаде - "Сиявуш нашего века" и "Идея независимости и молодежь". В обеих книгах отстаивался призыв к "тюркизации, исламизации и прогрессу" как идеальной форме воплощения национальной независимости, отмечалась жизненная необходимость исторического перехода.
М.Э.Расулзаде основал в Турции второй центр азербайджанской политической эмиграции. В 1923-1924 годах были созданы заграничное бюро партии "Мусават" и Азербайджанский национальный центр. Приступили к публикации альманаха "Новый Кавказ" - главный пропагандистский рупор обеих организаций. За первые пять лет существования Турецкой Республики (1923-1928 гг.) этот альманах концентрировал внимание читателей на трех главных темах: идеал независимости азербайджанских тюрок, мечты о свободе российских тюрок, республиканское строительство анатолийских тюрок.
Деятельность М.Э.Расулзаде на новом поприще получила широкий отклик как в самой Турции, так и на Кавказе и среди российских тюрок. Плоды его трудов стали настолько заметны, что по распоряжению И.Сталина спецслужбы и органы пропаганды СССР приступили к тотальной борьбе против М.Э.Расулзаде.
Очень интересны и примечательны инструкции И.Сталина авторскому коллективу готовящейся к изданию книги против М.Э.Расулзаде:
"Мои советы тт. Мусабекову, Мирзояну, Ахундову, Кирову, Орахелашвили по поводу реакционной брошюры Расулзаде. Общий тон брошюры против Расулзаде должен быть наступателен. Ни в коем случае не оправдываться, а наступать, обвиняя его в следующих грехах:
1. В ренегатстве. Он был большевиком, но изменил нам.
2. В измене интересам самих тюрок. Так как он сам и его партия "Мусават" мешали Красной Армии помогать тюркам, препятствовали взятию Баку.
3. В измене азербайджанскому народу. Препятствовали передаче земли крестьянам и ликвидации владений беков.
4. В измене интересам всех народов Востока и помощи Англии в сохранении колониального господства над мусульманами.
5. В организации армяно-татарской резни. Обозвать его азербайджанским Пуришкевичем.
6. Обвинить в организации Шамхорского погрома. Обозвать его азербайджанским погромщиком.
Нужно прямо указать, что Расулзаде является отсталым, невежественным, средневековым утопистом, поскольку он не понимает того простого факта, что мир раскололся на два основных лагеря - лагерь советских республик и лагерь империалистических держав, что угнетенные народы должны пристать либо к одному лагерю, либо к другому, что необходимо стоять либо за советские республики против империализма, либо за империализм против советских республик, что тот, кто старается занять третью позицию, либо прикрывает свою измену угнетенным народам в пользу империализма лживыми фразами о несуществующей и неосуществимой третьей позиции, либо является невежественным алхимиком, невежественным и утопическим попом от мелкотравчатого и бесхребетного национализма...
Я думаю, что брошюра будет вполне удовлетворительной, если будут учтены при ее составлении все эти (и подобные им) тезисы. Привет. И.Сталин. 16 сентября, 1923 г."
Вначале подготовку отповеди поручили председателю ЦИК Азербайджана Г.Мусабекову. На этом документе сохранилась резолюция Г.Мусабекова Ю.Ратгаузеру следующего содержания: "Очень прошу Вас представить в мое распоряжение необходимые материалы, имеющиеся в Музее революции, для составления мною брошюры, согласно тезисам т.Сталина". Но что-то у него не заладилось: то ли знаний и таланта не хватило, то ли должного усердия. Но, несмотря на все потуги, ни коллективу высокопоставленных авторов, ни Г.Мусабекову не удалось создать ничего путного. Тревога И.Сталина имела понятную почву: эта маленькая книжка М.Э.Расулзаде ставила под сомнение всю национальную политику Страны Советов, политику, которую долгое время курировал сам И.Сталин. Маленькая книжка вела к большим разоблачениям этой в корне лживой политики.
Примечательно, что тогда же, в начале 1924 года, в Казани вышла книга Галимджана Ибрагимова "Черные маяки", направленная против лидеров татарского национального движения: Г.Исхаги, Ф.Туктарова, С.М.Арсала и других. Один из параграфов был посвящен М.Э.Расулзаде и его "контрреволюционной брошюре". Аргументы, приводимые в книге против М.Э.Расулзаде, разумеется, полностью совпадали с инструкциями И.Сталина, данными С.Кирову, Р.Ахундову, Г.Мусабекову. Этот факт подтверждает наше мнение, что с середины 1920-х годов борьба против М.Э.Расулзаде велась на всесоюзном уровне. Когда в июне 1923 года в Москве обсуждался вопрос Н.Нариманова, один из его противников стал проводить параллели между его высказываниями и изданной в Стамбуле книгой М.Э.Расулзаде. В частности, он сказал: "Нариманов развивает свою бешеную кампанию против нас как раз в тот момент, когда в Константинополе ведет против нас бешеную кампанию Расулзаде, когда он издал свою книжку и группирует вокруг себя всех наших контрреволюционеров".
В июле 1944 года начальник 1-го управления НКГБ СССР Павел Фитин по поводу деятельности М.Э.Расулзаде в 1920-е годы в Турции писал В.Молотову следующее: "В эмиграции Расулзаде развернул и возглавил активную антисоветскую работу, направленную на свержение советской власти и реставрацию капитализма в Азербайджане. С этой целью Расулзаде систематически направлял в СССР эмиссаров для организации мусаватского подполья, шпионажа, повстанческого движения и диверсий".
После "Нового Кавказа" в Стамбуле под редакцией М.Э.Расулзаде стали издаваться альманахи "Азери-Тюрк" (1928-1931), "Страна огней" (1929-1930), еженедельник "Сообщение" (1929-1931), которые сыграли большую роль в пропаганде принципов свободы и независимости. В те годы М.Э.Расулзаде опубликовал книги: в Стамбуле - "Крах революционного социализма и будущее демократии", "Нация и большевизм", "Кавказские тюрки"; в Париже - "Пантуранизм в связи с Кавказской проблемой" (1930 г.), в которых он неустанно выдвигал свежие идеи о развитии наций и строительстве нового общества. Концепция М.Э.Расулзаде была не только интересна, но и действенна с теоретической и общественной точек зрения.
В 1930 году Советский Союз и Турция пришли к секретному соглашению о запрещении и роспуске организаций и обществ, ведущих контрпропаганду друг против друга. В мае 1932 года прибывший в Москву с визитом премьер-министр Турции Исмет паша имел с В.Молотовым беседу тет-а-тет (он попросил Молотова, чтобы министры иностранных дел Рюштю Арас и М.Литвинов в беседе не участвовали - Дж.Г.). Исмет паша рассказал: "Года два назад, в момент своего приезда в Анкару, Л.Карахан жаловался Исмету на антисоветскую деятельность некоторых националистических русских элементов, осевших в Турции. Исмет обещал тогда сделать все возможное и сдержал это слово, следуя определенной программе действия и достигнув полной ликвидации этих нежелательных элементов в Турции. Таким образом, сейчас ни его, ни Кемаля, ни турецкое правительство в целом нельзя упрекнуть не только в допущении открытой антисоветской пропаганды, но и в покровительстве каким бы то ни было тайным видам этой пропаганды". На волне этого сговора одним из покинувших Турцию был М.Э.Расулзаде. Некоторое время он провел в Польше, затем в Германии и других европейских странах. В течение 1930-х годов он издавал газету "Независимость" (1932-1934), альманах "Освобождение" (1934-1938), частенько выступал со статьями в русскоязычном журнале "Кавказ" (1932-1938) и франкоязычном "Прометей" (1928-1939), издававшихся в Париже.
После Второй мировой войны М.Э.Расулзаде вновь вернулся в Турцию. С 1947 года он возглавил Азербайджанский национальный центр в Анкаре, в 1949 году основал "Азербайджанский культурный кружок", в 1952 году начал издавать альманах "Азербайджан", тесно сотрудничал с Обществом турецкого языка и Обществом турецкой истории. 6 марта 1955 года М.Э.Расулзаде скончался в Анкаре. В связи с его кончиной видный иранский государственный деятель и дипломат Сеид Гасан Тагизаде написал следующее: "За всю свою жизнь я не встретил на Востоке человека равного Расулзаде, несомненно, он был из числа чрезвычайно редких людей. Мамед Эмин бек обладал дисциплинированным, сильным и здравым умом, чистой душой, правдивостью, логикой. В полном смысле этого слова он был правильным человеком, глубоко верившим в правильность избранного пути, самоотверженным и достойным подражания. Пока что в наше время и в наших местах таких повстречать невозможно".
Как видим, М.Э.Расулзаде пережил всех большевиков, которые разгромили созданное им государство. Не только его физическая жизнь, но и жизнь духовная, политическая оказалась сильнее жизней большевиков. И до конца этой жизни М.Э.Расулзаде бился за Азербайджан, а после развала Советов он вернулся на Родину в качестве национальной идеи, символом национального флага, образцом национального возрождения. Это возвращение было демонстрацией победы идей, прошедших испытание временем.
Из статьи азербайджанского ученого и общественно-политического деятеля Джамиля Гасанлы "И даже спустя 125 лет после рождения нас пытаются заставить его забыть" (газета "Зеркало", 2009)
С ранних лет М.Э.Расулзаде приобщился к общественным процессам и в 1902 году создал кружок под названием "Мусульманская молодежная организация". Вот что он писал позднее, вспоминая о деятельности этого кружка: "Целью кружка было развивать у ее членов национальные чувства, развивать родную речь, читать произведения своих писателей, учить наизусть революционные стихи, распространять набранные в типографии листовки, систематически пропагандировать свободолюбивые и революционные идеи среди рабочих".
Активное участие в политических процессах привело его в ряды социал-демократов. В 1904 году в одной когорте с ищущими новизны молодыми Н.Наримановым, С.М.Эфендиевым, М.Г.Гаджинским, М.Мовсумовым, М.Азизбековым М.Э.Расулзаде был создателем организации "Гуммет" при Российской социал-демократической партии. Была поставлена цель: распространить в азербайджанском обществе социал-демократические идеи свободы слова, прессы, совести, собраний, неприкосновенности личности и имущества. Эта работа не прошла бесследно, и, когда в 1905 году началась первая русская революция, Азербайджан уже был готов к потрясениям, охватившим всю Россию.
Азербайджан прошел эту революцию под лозунгами тюркизма, исламизма и прогресса. В идее, сформулированной Али беком Гусейнзаде как "тюркская кровь, исламская вера, европейская направленность", большую роль сыграли теоретические взгляды М.Э.Расулзаде. Революция 1905 года открыла большую дорогу его публицистической и практической деятельности. Таким образом, именно эта революция и вывела Расулзаде на авансцену истории. Именно в эти годы он познакомился с молодым революционером И.Сталиным.
Это знакомство сперва переросло в дружбу, а затем во вражду на идеологической почве. М.Э.Расулзаде публиковался в журнале "Фиюзат", редактором которого был Али бек Гусейнзаде, газетах "Иршад" и "Текамюль" под редакцией А.Агаоглу. Некоторое время он и сам был редактором этих газет. Описывая этот период жизни Расулзаде, М.Б.Мамедзаде отмечал: "Спустя некоторое время после начала революции, с 1906 года, мы видим его возглавляющим новую газету "Текамюль". Выражая революционные мысли молодых патриотов, эта газета в программной статье защищала свободу и равенство наций, народов, классов и индивидов. Молодой революционер и просветитель Расулзаде до конца жизни отстаивал формулу "Свободу людям, независимость народам".
Иранский период
После поражения первой русской революции М.Э.Расулзаде вынужден был эмигрировать в Иран. Он был единственным среди интеллигентов, писателей и публицистов, кому довелось участвовать и в русской революции 1905-1907 годов, и в движении 1908-1911 годов, и в движении Саттархана. Если проследить азербайджанскую прессу, станет ясно, что Расулзаде в своих публикациях создал не только публицистическую, но и историческую летопись революционной борьбы в Баку и Тебризе, да и в целом на Ближнем Востоке и в России.
Общее количество публикаций Расулзаде на эту тему перевалило за 250, и большая часть этого материала посвящена иранской революции. Мирза Бала Мамедзаде об этом пишет: "М.Э.Расулзаде с 1908 по 1911 год мы видим в Тегеране. Влюбленный в демократию, Расулзаде не мог оставаться сторонним наблюдателем иранской революции, бурлящим центром которой стали Азербайджан и его свободолюбивая столица - Тебриз. Читая статьи Расулзаде о событиях в Тебризе и его героических повстанцах, мы проникаемся глубоким уважением к лидерам восстания. Мне кажется, что его "Письма из Ирана", опубликованные в газетах "Иршад", "Текамюль", "Тарагги", по сей день остаются важным источником для изучения истории движения за Конституцию".
М.Э.Расулзаде вместе с С.Г.Тагизаде, Г.Наввабом, С.Мирзой и другими известными иранскими интеллигентами в 1910 году основал Иранскую демократическую партию и редактировал партийный орган - газету "Иране ноу". С.Г.Тагизаде, бывший в первые годы "холодной войны" послом Ирана в Великобритании, позднее писал: "Современную европейскую газетную форму в Иране впервые ввел М.Э.Расулзаде".
За годы пребывания в Иране М.Э.Расулзаде накопил богатый опыт и материалы, которые позднее позволили ему написать исследовательскую работу "Иранские тюрки".
Русская революция 1905-1907 годов потерпела поражение, но не осталась безрезультатной. Общество обновилось, общественная мысль обогатилась, понятие национальных прав стало ведущим стержнем политических дискуссий. Комплексный анализ этого процесса дает основание говорить о вступлении Азербайджана в новую стадию своего развития. По мнению М.Э.Расулзаде, это был этап перехода от национально-культурного движения к политической борьбе за национальные права. Эта идея была связана не только с изменением форм и методов борьбы, но и со сменой поколений.
Поколение Мирза Фатали (речь о драматурге Ахундове - ред.), Гасан бека Зардаби, Исмаил Мирзы Гаспринского сменилось поколением Топчибашевых, Гусейнзаде, Агаоглу, которые выделялись не только новой формой мышления, но и обогатили свежей мыслью политические концепции, продвинувшись по этому пути гораздо дальше своих учителей. Именно борьба нового поколения за национальные права выдвинула на передний план философию видного мыслителя Дж.Афгани - "Нет счастья вне нации". Но это была борьба за права, борьба за право народа выйти на политическую сцену, но не идея национальной свободы. Эта идея появится чуть позже - в серии статей Расулзаде "Национальное возрождение". Но, прежде чем приступить к этой серии, Расулзаде, спасаясь от преследований русского царизма в Иране, в 1911-1913 гг. перебрался в Османскую империю, где прошел через "Тюркские очаги". После поражения русской революции в Турцию уже перебрались А.Агаоглу - в 1909 году и А.Гусейнзаде - в 1910 году.
Возвращение
Теплые революционные ветры 1905-1907 годов вновь сменились холодным туманом деспотизма. Говоря словами Мирза Балы Мамедзаде, "в Россию возвратился средневековый деспотизм". Этот черный призрак стал душить и свободу, и вольнодумцев не только в России, но и на Кавказе, и даже в Иране взял под свое крыло силы реакции. Преследования со стороны русских в Иране закончились тем, что Расулзаде, а вместе с ним и С.Тагизаде эмигрировали в Турцию, переживавшую процесс перехода от османства и исламского единства к тюркскому национализму.
Стамбульские обсуждения с А.Гусейнзаде и А.Агаоглу, знакомство с известным тюркологом Зия Гекалпом, ознакомление с "Философией национального единства" Шейха Джемаледдина Афгани, публикации в журнале "Тюрк юрду" сыграли большую роль в формировании мировоззрения М.Э.Расулзаде. В статье "Иранские тюрки", вышедшей в журнале "Тюрк юрду", он наряду с Южным Азербайджаном дает ряд сведений и о Северном, и, в частности, пишет: "Часть Кавказского Азербайджана, находящегося в подчинении России, составляют Эриванская, Гянджинская и Бакинская губернии".
Пока М.Э.Расулзаде находился в Стамбуле, в Азербайджане произошло важное событие. В октябре 1911 года бывшие "гумметисты" Т.Нагиев, Мухаммед Али Расулзаде и А.Кязымзаде основали партию "Мусават". Вернувшийся в 1913 году в Баку М.Э.Расулзаде возглавил эту партию. В скором времени партия "Мусават", даже по признанию противников, стала ведущей политической силой Закавказья, формирующей общественное мнение. Сыграв решающую роль в судьбе Азербайджана, партия выступила как главный фактор завоевания независимости.
В феврале 1913 года Российская империя торжественно отметила 300-летие дома Романовых. Во всех краях, даже самых отдаленных, чувствовалось праздничное настроение. Во всех крупных городах, губернских центрах проводились праздничные мероприятия, возносились молитвы во здравие государя-императора. Со времен реакции и репрессий, развернувшихся с 5 сентября 1911 года - со дня убийства П.А.Столыпина, прибывшего в Киев вместе с Николаем II на церемонию открытия памятника Александру II, - это были первые послабления режима.
Это была одна из гримас истории - проведение праздничных мероприятий в государстве Романовых было поручено ярому монархисту, противнику института Думы, прославившемуся повсеместным поиском "врагов государства" министру внутренних дел Николаю Маклакову. Именно наперекор рекомендациям Маклакова Николай II в честь воцарения династии Романовых подписал указ о помиловании политических арестантов и о возвращении в страну политэмигрантов. Одним из тех, кого коснулся этот указ, был М.Э.Расулзаде. В апреле 1913 года он вернулся в Баку и внес свежесть в политическую атмосферу города.
Позднее в статье, посвященной памяти З.Гекалпа, сам Расулзаде так характеризует этот период: "Публикации покойного в "Тюрк юрду" под рубрикой "Тюркизация, исламизация и прогресс" сильно взволновали меня. Вернулся в Баку. В прессе обсуждался вопрос языка. Я начал защищать концепцию Зии".
Действительно, с лета 1913 года в журнале "Шелале" мы встречаем серию статей Расулзаде: "Простой язык - новый язык", "Новые языковеды-тюркисты", "Язык как важный общественный фактор". В последней из упомянутых статей он писал:
"Мы, азербайджанские тюрки, чуть было не потеряли язык, имеющий большое моральное и материальное значение в жизни народа. Был период, когда мы совершенно иранизировались. Тюркскую литературу не знали. Тюркский язык считался уделом необразованных людей, избранные кичились знанием арабского и фарси. Затем новое поколение азербайджанских тюркоязычных поэтов, выросших под влиянием Физули (XVI век - ред.), предотвратило эту опасную тенденцию, плохо ли, хорошо ли сформировав литературный язык".
Расулзаде в своих публикациях высветил истину, важную для общественной и культурной жизни Азербайджана, - для формирования нации следует ликвидировать разрыв между разговорной и письменной речью. Он отмечал: "Если мы действительно хотим видеть язык носителем национального духа и средством общения и считаем язык фактором объединения и прогресса всего общества и нации, то должны сократить различия между письменной и устной речью".
Именно в статьях Расулзаде, опубликованных в газете "Игбал", журналах "Шелале", "Басират", "Дирилик", мы находим научное обоснование сущности азербайджанской тюркской нации. Наибольшей актуальностью выделялась серия статей "Национальное возрождение", опубликованных в журнале "Дирилик". В них он научно обосновывает, что нацию объединяет не религия, а язык и культура, что мусульманство не национальная, а религиозная категория.
Серия статей "Национальное возрождение" подвела черту под очередным этапом истории развития азербайджанской общественной мысли и послужила основой для нового этапа. В "Национальном возрождении" Расулзаде всесторонне обосновал идею национальной независимости. Сама эта серия подтверждает, что Расулзаде сформировался как общественный деятель.
Расулзаде впервые обосновал отношение к идее возрождения сквозь призму взаимоотношений Восток-Запад. Он пришел к мысли, что европейцы понесли большие жертвы, чтобы выжить. На Востоке, напротив, возрождение опирается на реальности этого мира, восточное исламское возрождение опирается на реальности загробного мира и конца света. Европа умирает, чтобы добиться национального возрождения в этой жизни, исламский Восток умирает, чтобы добиться того же в потустороннем мире. Проблема заключалась в том, чтобы добиться права на жизнь в этом мире. Исходную точку национального прогресса Расулзаде видел именно в этом. Смысл всего цикла "Национальное возрождение" у М.Э.Расулзаде сводился к тому, что самое ценное из всех возрождений - это национальное возрождение.
Начиная с осени 1914 года в течение трех месяцев Расулзаде разрабатывал проблему национального возрождения. В серии статей он научно-теоретически обосновал идею национального возрождения.
Когда М.Э.Расулзаде приступил к сочинению "Национального возрождения", Первая мировая война уже началась. Выдвинутые в этой серии статей идеи были непосредственно связаны с войной. М.Э.Расулзаде был одним из тех, кто видел, как пушечные залпы войны сотрясают основы великих империй. В первом номере газеты "Ачыг сез" ("Правда"), вышедшей в свет в 1915 году, была опубликована дальновидная концепция М.Э.Расулзаде "Карта мира изменится войной", вызвавшая бурные дискуссии в общественной среде. В то время как мир был перерыт окопами, а воздух застил пороховой дым, Расулзаде так характеризовал современную эпоху: "Этот путь, ужасы которого мы сейчас наблюдаем, показывает, что наша современность - век наций". Большой заслугой М.Э.Расулзаде было сквозь туман мировой войны увидеть вектор развития цивилизации. Грандиозные явления начала ХХ века - изменение карты мира, самопознание наций, завоевание ими своих законных прав - еще раз выявили великий ум и прозорливость М.Э.Расулзаде.
А как представлял себе М.Э.Расулзаде путь азербайджанских тюрок? В первом номере "Ачыг сез" он опубликовал статью "Дорога, которую мы выбираем", в которой были такие строки:
"Мы - тюрки по языку, тюрки по национальности. В первую очередь наша цель - сохранить независимость тюркской литературы, тюркского искусства, тюркской истории и тюркской культуры. Блестящая тюркская культура - наша святая цель, наша яркая путеводная звезда".
На таком высоком теоретическом уровне М.Э.Расулзаде встретил русскую революцию 1917 года, и этот уровень позволил ему подняться на всероссийскую историческую сцену. Приятно, что многосторонней деятельности М.Э.Расулзаде уделено большое внимание в энциклопедическом издании "Политические деятели 1917 года", вышедшем в свет в Москве уже после развала Советского Союза. Выдвинутая им идея "Национально-территориальная автономия" была столь дальновидна, что и по сей день Россия испытывает ее притягательную силу. В отличие от многих русских либералов и социалистов, М.Э.Расулзаде ожидал от революции не только освобождения угнетенных классов, но и освобождения угнетенных народов. Несмотря на всю ограниченность русской революции, несмотря на приверженность русских политических деятелей границам Российской империи, исторический процесс доказал жизненность идеи М.Э.Расулзаде.
Лидер российских тюрок
Проведенные весной 1917 года два мусульманских съезда выдвинули М.Э.Расулзаде в лидеры российских тюрок. Апрельский съезд кавказских мусульман в Баку сформулировал ожидания азербайджанцев от русской революции. Выступая перед делегатами, представлявшими политические и общественные организации Азербайджана, а также мусульман Северного Кавказа, Грузии и Эривани, М.Э.Расулзаде о государственном устройстве России и правах ее народов сказал следующее: "Крепкое единство народов, входящих в состав государства, не сможет обеспечить никакая сила, кроме их свободного волеизъявления о создании подобного государственного объединения". Борьба за права мусульманских народов была продолжена на московском съезде в мае 1917 года. Сюда съехались видные деятели: А.М.Топчибашев, С.Арсал, Дж.Акчура, З.В.Тоган, Ф.Керими, А.Цаликов, М.Чокаев, С.Чантурин, Г.Исхаки, Р.Ибрагим, Ф.Туктаров, Г.Атласов и многие другие. Однако центральной фигурой съезда был М.Э.Расулзаде. Он же был и носителем идеи территориальной автономии, считая, что идея культурной автономии не может соответствовать растущему изо дня в день процессу национального самосознания. М.Б.Мамедзаде позднее так описывал деятельность М.Э.Расулзаде на московском съезде: "В мае 1917 года в Москве на съезде российских тюрок Расулзаде горячо, настойчиво, сильно и успешно защищал тезис "национального государства", и эта успешность сделала его их общим лидером. Как результат этой известности, М.Э.Расулзаде был избран делегатом в Учредительное собрание и от Азербайджана, и от Туркестана".
Царская Россия не выдержала тяжести Первой мировой войны. Вторая русская революция сдала империю в архив истории. Находясь в стане победителей, Россия переживала муки поражения. К моменту развала империи за плечами М.Э.Расулзаде была большая школа борьбы. Он закалился в политических процессах, превратился в революционера-профессионала, выполняющего миссию лидерства всех тюркских народов России, стал мудрым политиком.
Возглавляемая М.Э.Расулзаде партия "Мусават" стала сильнейшей политической организацией Южного Кавказа, надеждой и опорой всей нации, главным пропагандистом национально-освободительных идей.
Выступивший в качестве основного докладчика М.Э.Расулзаде неопровержимыми доводами обосновал необходимость территориальной автономии. Выпячивавшим исламский фактор он напомнил, что уже многие народы осознали, что "они в первую очередь тюрки, а затем уже мусульмане". Он настаивал на такой постановке вопроса: "Что такое нация? Я убежден, что нация основывается на факторах единства языка, исторических связей, обычаев и традиций. Порой тюрок, спрашивая у татарина о его национальности, слышит в ответ: я - мусульманин. Это ошибочное утверждение. Как не существует христианской нации, так и нет мусульманской нации. В большом доме мусульман должны быть отдельные квартиры тюрок, фарсов, арабов", что будущая государственность должна покоиться на двух началах. Это общечеловечность интересов, с одной стороны, и свобода индивидуального развития отдельных национальностей - с другой. Поэтому мусульмане выступают за то, что их особенности должны быть сохранены и их особые интересы обеспечены. Сохранение национального облика необходимо в интересах всего человечества. Он подчеркнул, что каждый народ должен организоваться самостоятельно. Если ислам, по его выражению, "здание", то отдельные мусульманские народы пусть будут "комнатами" в этом общем доме. "Мы сначала должны дифференцироваться, а потом объединиться". "Мы желаем, чтобы будущая форма государственного управления была демократической республикой на федеративных началах, но мы прибавляем, что не хотим воспользоваться критическим положением русского государства, а откладываем разрешение вопроса до созыва Учредительного собрания". Так говорил М.Э.Расулзаде на съезде 3 мая 1917 года.
Традиционно обвиняемый советскими и зарубежными авторами в пантюркизме, М.Э.Расулзаде в своем докладе на съезде доказывал, что тюркские народы весьма существенно различаются между собой. Несмотря на сильнейшее сопротивление оппонентов, радикальная резолюция, выдвинутая М.Э.Расулзаде, была принята 446 голосами против 271. Позднее он писал об этом: "Тысяча делегатов, представлявших всех тюрок России, после жарких дебатов на съезде сошлась на требовании установления в стране федеративной народной республики, построенной на основе национальных и территориальных автономий. Это требование ясно указывало, каких политических результатов ожидали российские мусульмане от великой революции".
И вновь в эмиграцию
Основателем и лидером Азербайджанской Демократической Республики был М.Э.Расулзаде. Азербайджанская Демократическая Республика просуществовала всего 23 месяца. В масштабах времени это не так уж и много. Но созданная за эти месяцы история, пройденный путь, политический смысл свершенных дел стали достоянием нации. Провозглашенная 28 мая 1918 года независимость и как символ этой независимости взметнувшееся трехцветное знамя со звездой и полумесяцем стали не только закономерным результатом национального возрождения, но и путеводной идеологической звездой дальнейшего пути, стратегией развития борьбы за достижение национальных целей.
После апрельского переворота 1920 г. ему удалось некоторое время скрываться в высокогорном Лагиче, но 17 августа в местечке Гарамарьям близ Гейчая он был арестован и привезен в Баку. Осенью 1920 года И.Сталин был командирован в длительную поездку по маршруту Ростов-Владикавказ-Баку-Дагестан. В первые дни ноября он прибыл в Баку для участия в торжествах по поводу годовщины Октябрьской революции и в конференции Бакинского городского совета. От имени Наркомата по делам национальностей РСФСР он дал распоряжение начальнику особого отдела XI Армии В.Панкратову освободить М.Э.Расулзаде. Случилось невиданное: И.Сталин лично отправился в Баиловскую тюрьму, где некогда томился и сам, вызволил М.Э.Расулзаде и забрал с собой в Москву.
Современные противники М.Э.Расулзаде весьма искусно используют этот факт против него. Впрочем, те, у кого хорошая память, отлично знают, что в 1905 году нефтепромышленники, схватившие революционера Сталина, хотели бросить его в нефтяной колодец, и спас его тогда именно М.Э.Расулзаде. Затем, когда Сталин сидел в Баиловской тюрьме, его побег организовал также М.Э.Расулзаде. И Сталин, конечно же, не забыл пламенную речь Расулзаде над могилой рабочего-революционера Х.Сафаралиева в Бибиэйбате 29 сентября 1907 года. К тому же, М.Э.Расулзаде был не единственным, кто участвовал в спасении Сталина в те далекие революционные дни. За плечами Сталина была многолетняя революционная работа в Баку, на Кавказе и во многих мусульманских областях, и теперь, невзирая на определенные трудности, он с большим удовольствием выручал своих старых друзей.
Стоит напомнить, что в 1919 году в Баку прибыл, спасаясь от преследования большевиков, бывший член Государственной думы и член партии "Иттифаги Муслимин" татарский националист Хади Атласов. Узнав о его аресте в Баку, Сталин специальным письмом обратился к Н.Нариманову. Кроме того, в декабре 1920 года Сталин не только освободил из Бутырской тюрьмы активных участников национального движения мусульман России Ильяса Алкына и Убайдуллу Годжаева, но даже принял их в Кремле.
По прибытии в Москву М.Э.Расулзаде с помощью Сталина устроился работать в Комиссариате по делам национальностей в должности уполномоченного по вопросам печати. Одновременно в подчиненном наркомату Московском институте востоковедения он преподавал фарсидский язык. В органе наркомата - журнале "Новый Восток" - в N1 за 1922 год был дан анонс, что в следующем номере будет помещена статья М.Э.Расулзаде "Коммунисты Древнего Ирана". Но статья эта не вышла. Видимо, в связи с неожиданной эмиграцией Расулзаде из Советской России.
В ряде источников мы находим указание на то, что члены партии "Мусават" с помощью знаменитого татарского политика М.Бигиева устроили ему побег из Петрограда в Финляндию и оттуда в Турцию. Сам М.Э.Расулзаде в "Письме Сталину" так объясняет свой поступок:
"Покидая Москву, я не успел повидаться с Вами. Потому что решил тайно покинуть Россию... Я не просил на это разрешения. Обдумал отрицательные стороны этого поступка. Если бы Вы не разрешили, пришлось бы отказаться от решения покинуть Россию. Но это было невозможно. Потому что это было бы самоотречением и приговором себе на полную бездеятельность. Можно было бы оставаться бессловесным наблюдателем развития событий в России. Но происходящие в России ныне события являются повторением событий столетней давности. Как и сто лет назад, Россия занята собиранием колоний вокруг себя".
И Турция его предала
После двух лет свободной жизни и последующих двух лет жизни под прессом М.Э.Расулзаде - создатель первой на Востоке республики - начал жизнь эмигранта в Турции. 1 января 1923 года в письме Сталину он, в частности, отмечал: "Волею судеб очутившаяся у власти партия коммунистов, отступая на всех фронтах от своей идеологии, приходит к идее восстановления старой Российской империи..." В письме есть и такой пассаж: самостоятельность Кавказа при царских наместниках была не меньше, чем "при нынешних секретарях Кавказского крайкома", но процесс ликвидации независимости теперь идет быстрее, чем при царе.
Большой период эмигрантской жизни М.Э.Расулзаде был связан с Турецкой Республикой. В 1923 году, за несколько месяцев до провозглашения Турецкой Республики, в Стамбуле вышел из печати труд М.Э.Расулзаде "Азербайджанская Республика". В этой работе содержалось описание исторического пути, пройденного Азербайджанской Демократической Республикой. Но для турецкой общественности эта книга оказалась как нельзя кстати, ибо способствовала распространению и укреплению республиканских идей в Турции. На "Празднике книги" в Измире труд М.Э.Расулзаде был оценен самой высокой премией. Али бек Гусейнзаде написал вступительное слово к этой книге, где была дана высокая оценка труду Расулзаде. И даже Гусейнзаде предсказал, что на предстоящей книжной ярмарке в Измире книга получит высокую премию. Обращаясь к М.Э.Расулзаде, Али бек писал: "Вы работали как активный борец в самое критическое для Азербайджана время, очень многие важные факты и события Вы видели с близкого расстояния собственными глазами, пребывали среди различных течений и прожили богатой приключениями жизнью... К имеющимся, естественно, у Вас положительным знаниям и эрудиции, Вы прибавили много ценных и полезных наблюдений и сведений, и все это Вы, несомненно, постарались отметить и зафиксировать в вашем труде... С этой стороны Ваш труд... послужит ценным вкладом в наши печатные издания, ибо затронутая в нем тема касается вопросов, связанных со святой, дорогой независимостью и будущностью Баку, экономическое и политическое положение которого имеет всемирное значение, и Азербайджана и по этой причине - всего тюркизма".
Книга М.Э.Расулзаде "Азербайджанская Республика" и вступительное слово Али бека Гусейнзаде были срочно переведены на русский язык сотрудниками советского посольства в Анкаре и доставлены И.Сталину.
В том же 1923 году в Стамбуле были изданы труды М.Э.Расулзаде - "Сиявуш нашего века" и "Идея независимости и молодежь". В обеих книгах отстаивался призыв к "тюркизации, исламизации и прогрессу" как идеальной форме воплощения национальной независимости, отмечалась жизненная необходимость исторического перехода.
М.Э.Расулзаде основал в Турции второй центр азербайджанской политической эмиграции. В 1923-1924 годах были созданы заграничное бюро партии "Мусават" и Азербайджанский национальный центр. Приступили к публикации альманаха "Новый Кавказ" - главный пропагандистский рупор обеих организаций. За первые пять лет существования Турецкой Республики (1923-1928 гг.) этот альманах концентрировал внимание читателей на трех главных темах: идеал независимости азербайджанских тюрок, мечты о свободе российских тюрок, республиканское строительство анатолийских тюрок.
Деятельность М.Э.Расулзаде на новом поприще получила широкий отклик как в самой Турции, так и на Кавказе и среди российских тюрок. Плоды его трудов стали настолько заметны, что по распоряжению И.Сталина спецслужбы и органы пропаганды СССР приступили к тотальной борьбе против М.Э.Расулзаде.
Очень интересны и примечательны инструкции И.Сталина авторскому коллективу готовящейся к изданию книги против М.Э.Расулзаде:
"Мои советы тт. Мусабекову, Мирзояну, Ахундову, Кирову, Орахелашвили по поводу реакционной брошюры Расулзаде. Общий тон брошюры против Расулзаде должен быть наступателен. Ни в коем случае не оправдываться, а наступать, обвиняя его в следующих грехах:
1. В ренегатстве. Он был большевиком, но изменил нам.
2. В измене интересам самих тюрок. Так как он сам и его партия "Мусават" мешали Красной Армии помогать тюркам, препятствовали взятию Баку.
3. В измене азербайджанскому народу. Препятствовали передаче земли крестьянам и ликвидации владений беков.
4. В измене интересам всех народов Востока и помощи Англии в сохранении колониального господства над мусульманами.
5. В организации армяно-татарской резни. Обозвать его азербайджанским Пуришкевичем.
6. Обвинить в организации Шамхорского погрома. Обозвать его азербайджанским погромщиком.
Нужно прямо указать, что Расулзаде является отсталым, невежественным, средневековым утопистом, поскольку он не понимает того простого факта, что мир раскололся на два основных лагеря - лагерь советских республик и лагерь империалистических держав, что угнетенные народы должны пристать либо к одному лагерю, либо к другому, что необходимо стоять либо за советские республики против империализма, либо за империализм против советских республик, что тот, кто старается занять третью позицию, либо прикрывает свою измену угнетенным народам в пользу империализма лживыми фразами о несуществующей и неосуществимой третьей позиции, либо является невежественным алхимиком, невежественным и утопическим попом от мелкотравчатого и бесхребетного национализма...
Я думаю, что брошюра будет вполне удовлетворительной, если будут учтены при ее составлении все эти (и подобные им) тезисы. Привет. И.Сталин. 16 сентября, 1923 г."
Вначале подготовку отповеди поручили председателю ЦИК Азербайджана Г.Мусабекову. На этом документе сохранилась резолюция Г.Мусабекова Ю.Ратгаузеру следующего содержания: "Очень прошу Вас представить в мое распоряжение необходимые материалы, имеющиеся в Музее революции, для составления мною брошюры, согласно тезисам т.Сталина". Но что-то у него не заладилось: то ли знаний и таланта не хватило, то ли должного усердия. Но, несмотря на все потуги, ни коллективу высокопоставленных авторов, ни Г.Мусабекову не удалось создать ничего путного. Тревога И.Сталина имела понятную почву: эта маленькая книжка М.Э.Расулзаде ставила под сомнение всю национальную политику Страны Советов, политику, которую долгое время курировал сам И.Сталин. Маленькая книжка вела к большим разоблачениям этой в корне лживой политики.
Примечательно, что тогда же, в начале 1924 года, в Казани вышла книга Галимджана Ибрагимова "Черные маяки", направленная против лидеров татарского национального движения: Г.Исхаги, Ф.Туктарова, С.М.Арсала и других. Один из параграфов был посвящен М.Э.Расулзаде и его "контрреволюционной брошюре". Аргументы, приводимые в книге против М.Э.Расулзаде, разумеется, полностью совпадали с инструкциями И.Сталина, данными С.Кирову, Р.Ахундову, Г.Мусабекову. Этот факт подтверждает наше мнение, что с середины 1920-х годов борьба против М.Э.Расулзаде велась на всесоюзном уровне. Когда в июне 1923 года в Москве обсуждался вопрос Н.Нариманова, один из его противников стал проводить параллели между его высказываниями и изданной в Стамбуле книгой М.Э.Расулзаде. В частности, он сказал: "Нариманов развивает свою бешеную кампанию против нас как раз в тот момент, когда в Константинополе ведет против нас бешеную кампанию Расулзаде, когда он издал свою книжку и группирует вокруг себя всех наших контрреволюционеров".
В июле 1944 года начальник 1-го управления НКГБ СССР Павел Фитин по поводу деятельности М.Э.Расулзаде в 1920-е годы в Турции писал В.Молотову следующее: "В эмиграции Расулзаде развернул и возглавил активную антисоветскую работу, направленную на свержение советской власти и реставрацию капитализма в Азербайджане. С этой целью Расулзаде систематически направлял в СССР эмиссаров для организации мусаватского подполья, шпионажа, повстанческого движения и диверсий".
После "Нового Кавказа" в Стамбуле под редакцией М.Э.Расулзаде стали издаваться альманахи "Азери-Тюрк" (1928-1931), "Страна огней" (1929-1930), еженедельник "Сообщение" (1929-1931), которые сыграли большую роль в пропаганде принципов свободы и независимости. В те годы М.Э.Расулзаде опубликовал книги: в Стамбуле - "Крах революционного социализма и будущее демократии", "Нация и большевизм", "Кавказские тюрки"; в Париже - "Пантуранизм в связи с Кавказской проблемой" (1930 г.), в которых он неустанно выдвигал свежие идеи о развитии наций и строительстве нового общества. Концепция М.Э.Расулзаде была не только интересна, но и действенна с теоретической и общественной точек зрения.
В 1930 году Советский Союз и Турция пришли к секретному соглашению о запрещении и роспуске организаций и обществ, ведущих контрпропаганду друг против друга. В мае 1932 года прибывший в Москву с визитом премьер-министр Турции Исмет паша имел с В.Молотовым беседу тет-а-тет (он попросил Молотова, чтобы министры иностранных дел Рюштю Арас и М.Литвинов в беседе не участвовали - Дж.Г.). Исмет паша рассказал: "Года два назад, в момент своего приезда в Анкару, Л.Карахан жаловался Исмету на антисоветскую деятельность некоторых националистических русских элементов, осевших в Турции. Исмет обещал тогда сделать все возможное и сдержал это слово, следуя определенной программе действия и достигнув полной ликвидации этих нежелательных элементов в Турции. Таким образом, сейчас ни его, ни Кемаля, ни турецкое правительство в целом нельзя упрекнуть не только в допущении открытой антисоветской пропаганды, но и в покровительстве каким бы то ни было тайным видам этой пропаганды". На волне этого сговора одним из покинувших Турцию был М.Э.Расулзаде. Некоторое время он провел в Польше, затем в Германии и других европейских странах. В течение 1930-х годов он издавал газету "Независимость" (1932-1934), альманах "Освобождение" (1934-1938), частенько выступал со статьями в русскоязычном журнале "Кавказ" (1932-1938) и франкоязычном "Прометей" (1928-1939), издававшихся в Париже.
После Второй мировой войны М.Э.Расулзаде вновь вернулся в Турцию. С 1947 года он возглавил Азербайджанский национальный центр в Анкаре, в 1949 году основал "Азербайджанский культурный кружок", в 1952 году начал издавать альманах "Азербайджан", тесно сотрудничал с Обществом турецкого языка и Обществом турецкой истории. 6 марта 1955 года М.Э.Расулзаде скончался в Анкаре. В связи с его кончиной видный иранский государственный деятель и дипломат Сеид Гасан Тагизаде написал следующее: "За всю свою жизнь я не встретил на Востоке человека равного Расулзаде, несомненно, он был из числа чрезвычайно редких людей. Мамед Эмин бек обладал дисциплинированным, сильным и здравым умом, чистой душой, правдивостью, логикой. В полном смысле этого слова он был правильным человеком, глубоко верившим в правильность избранного пути, самоотверженным и достойным подражания. Пока что в наше время и в наших местах таких повстречать невозможно".
Как видим, М.Э.Расулзаде пережил всех большевиков, которые разгромили созданное им государство. Не только его физическая жизнь, но и жизнь духовная, политическая оказалась сильнее жизней большевиков. И до конца этой жизни М.Э.Расулзаде бился за Азербайджан, а после развала Советов он вернулся на Родину в качестве национальной идеи, символом национального флага, образцом национального возрождения. Это возвращение было демонстрацией победы идей, прошедших испытание временем.
Из статьи азербайджанского ученого и общественно-политического деятеля Джамиля Гасанлы "И даже спустя 125 лет после рождения нас пытаются заставить его забыть" (газета "Зеркало", 2009)