Саха - тюрки Восточной Арктики
15 марта 2011 г.
• 00:38
На обширных территориях Восточной Сибири, вблизи Арктики, проживает самобытный тюркский народ - саха. Саха населяют в основном республику Саха (Якутия), где их численность достигает 432 290 человек.
Тюрки-саха делятся на несколько групп: амгинско-ленские (населяют левобережье Лены, а также территории между Леной и Алданом), вилюйские (в бассейне р. Вилюй), олёмкинские (в бассейне р.Олёмки) и северные (населяют тундровые территории в бассейнах Колымы, Яны и Индигирки). Саха говорят на якутском языке, относящемся к тюркской языковой группе. Язык саха имеет множество говоров, среди которых выделяются следующие: центральный, вилюйский, северо-западный и таймырский. значительная часть саха являются православными, другая часть остается верна древним народным верованиям.
В этногенезе саха участвовали главным образом тюрки Южной Сибири, заселившие арктическую тундру в X-XIII веках. Как единый народ саха окончательно сформировались к XVII веку.
К моменту оккупации Россией Восточной Сибири (первая половина XVII века) саха состояли из 35-40 родов и племён, крупнейшими из которых являлись кангаласцы и намцы - жители левобережья Лены, мегинцы, борогонцы, бетунцы, батурусцы - основное население междуречья Лены и Амги, и другие.
Племена саха нередко враждовали между собой и делились на более мелкие родовые группы - «отцовские роды» (ага-ууса) и «материнские роды» (ийэ-ууса), то есть восходящие к разным жёнам прародителя. До русской колонизации у саха существовали обычаи кровной мести (часто гуманно заменявшиеся выкупом), воинских посвящений юношей, коллективной ловли рыб, а на севере и гусей. Были широко распространены обычаи гостеприимства и обмена подарками (бэлэх). У саха выделялась военная аристократия - тойоны, управлявшие родом или племенем при поддержке старейшины и выступавшие военными вождями. Они владели рабами (бокат, кулун), численность которых у тойона могла достигать от 1-3 до 20 человек. Рабы имели свою семью, жили в основном в отдельных юртах, нередко служили в отряде тойона. У саха также имелись профессиональные торговцы, именовавшиеся городчиками (т.е людьми, ездившими в город). Основная часть имущества саха - пастбищные угодья и сенокосы находились в общинной собственности, а скот - в частной, индивидуальной. Русская администрация препятствовала переходу земель в частную собственность, что приводило к делению саха на «роды», управлявшиеся «князьками», которые образовывали «наслеги», и под чьим управлением находились обширные пастбища. Якутские общинники собирались на родовые сходки (муннях). Наслеги объединялись в целые улусы во главе с улусным головой. Наслежные объединения были характерны для следующих якутских общин: Мегинской, Борогонской, Намской, Бетюнской и т.д.
Традиционная культура саха в полной мере представлена амгинско-ленской и вилюйской группами. Северные (тундровые) саха близки в культурном плане к эвенкам и юкагирам (последние постепенно сливаются с саха и не исключено, что через несколько лет этот народ исчезнет и станет частью восточно-арктических тюрок). Олёмкинские саха в культуре сильно русифицированы, но свою этническую идентичность сохраняют.
Основными традиционными занятиями саха являются коневодство (в 17 веке в русских документах саха упоминались как «конные люди») и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми обычно смотрели мужчины, а за рогатым скотом - женщины. На севере Якутии распространено и развито оленеводство. Скот обычно держали в хлевах (хотонах) зимой и на подножном корму летом. Якутские породы скота отличаются особой выносливостью, но малопродуктивны. Особенно широкое распространение у саха получило рыболовство. Ловлей рыбы саха занимались в основном летом, но зимняя рыбная ловля также присутствовала в быту якутов. Осенью саха устраивали коллективную ловлю с разделом добычи между всеми участниками. Для многих бедняков, не имевших скота, рыболовство было основным занятием. На рыболовстве специализировались многие якутские племена: осекуи, онтулы, кирикийцы, орготы и пр.
На севере страны Саха особой популярностью пользовалась охота, которая составляла здесь основной источник пропитания. К моменту прихода русских в Якутии была известна мясная и пушная охота, но в дальнейшем из-за снижения численности зверей её значение сильно упало. Характерными приёмами якутской охоты были приёмы с быком, конная или собачья гоньба.
Существовало также собирательство - сбор лиственничной и сосновой заболони, заготавливавшейся на зиму в засушенном виде, кореньев, ягод и зелени.
Земледелие было заимствовано у русских в конце XVII века, но вплоть до середины XIX века оно было развито слабо: его распространению способствовали русские переселенцы.
У саха издавна была развита обработка дерева (в частности художественная резьба), бересты, меха, кожи, из которой делали посуду. Из коровьих шкур часто делались коврики, а из заячьего меха - одеяла. Конский волос использовался при плетении и вышивании. У саха сохранилось производство лепной керамики, что выделяло их среди других сибирских народов. Были весьма развиты плавка и конка железа, чеканка меди и серебра, резьба по мамонтовой кости.
Основными видами транспорта у саха являлись сани, в которых обычно запрягали быков и оленьи нарты. Основными типами лодок были плоскодонная или берестяная (тыы), парусные суда появились только в 17 веке с приходом русских.
Зимние поселения саха - кыстык, располагались вблизи покосов и состояли из 1-3 юрт. Летние поселения создавались недалеко от пастбищ и насчитывали 10 юрт. Зимняя юрта (балаган, дьиэ) имела наклонные стены из тонких брёвен и низкую двускатную крышу. Подобным же образом была обстроена и летняя юрта.
Традиционная якутская одежда - это короткие кожаные штаны, меховой набрюшник, кожаные ноговицы, однобортный кафтан. Были распространены также тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахи). Мужчины часто подпоясывались кожаным поясом и огнивом или бляшками из меди и серебра. Элементами женской одежды являлись меховая шапка из дорогого меха и длинный меховой кафтан. Распространены женские золотые и серебряные украшения. Обувь - это в основном традиционные якутские высокие зимние сапоги из оленьих шкур. Летние сапоги делались из саары - мягких шкур и были покрыты сукном.
Основной рацион питания саха составляет молочная пища, в особенности тюркский национальный напиток кумыс, а также простокваша (сора), сливки (кюэрчэх) и масло. Масло употреблялась в растопленном виде или вместе с кумысом. Сливки заготовлялись на зиму в замороженном виде с добавлением ягод и кореньев. Рыбная пища была распространена среди бедняков северных районов, где не было скота, мясо употреблялось в основном богатыми саха. Особо ценилась конина. С XIX века входит в употребление ячменная мука, из которой делались лепёшки. В Олёмке частью якутского рациона являлись овощи.
До XIX века у якутов было распространено многожёнство, причём жёны в основном жили раздельно. Калым состоял из скота. За невестой давали приданое, составлявшее половину суммы калыма и представленное предметами утвари и одежды.
Вплоть до XVIII-XIX века среди саха были распространены традиционные верования. Позже началось распространение христианства, однако в стране Саха оно сочеталось с верой в духов. Сохранились элементы тотемизма, не был искоренён и шаманизм. Сохранились некоторые обычаи и праздники, связанные с языческим прошлым якутов. Остался прежним и богатырский эпос якутов (олонхо), исполнявшийся сказителями (олонхосут) и являющийся часть фольклора саха. Родоначальником саха считается Эллэй Боотур, по одной версии сказания представленный выходцем из татарских (тюркских) племён, бежавшим от преследований владыки на север. По другой версии он бежал, спасая своего пожилого отца от смерти.
Традиционными инструментами саха являются варган, кырыымпа (на подобие скрипки) и ударные.
Первой формой государственности саха стала Якутская АССР, образованная в 1922 году в составе РСФСР. В советские времена начался рост городов, развитие промышленности. Поднялась значимость Якутии в составе нового государства. В 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете республики и Якутская АССР была преобразована в Республику Саха (Якутия), которая ныне является суверенным тюркским государством в составе Российской Федерации.
Николай Гусейнов, специально для TuranToday.com
Тюрки-саха делятся на несколько групп: амгинско-ленские (населяют левобережье Лены, а также территории между Леной и Алданом), вилюйские (в бассейне р. Вилюй), олёмкинские (в бассейне р.Олёмки) и северные (населяют тундровые территории в бассейнах Колымы, Яны и Индигирки). Саха говорят на якутском языке, относящемся к тюркской языковой группе. Язык саха имеет множество говоров, среди которых выделяются следующие: центральный, вилюйский, северо-западный и таймырский. значительная часть саха являются православными, другая часть остается верна древним народным верованиям.
В этногенезе саха участвовали главным образом тюрки Южной Сибири, заселившие арктическую тундру в X-XIII веках. Как единый народ саха окончательно сформировались к XVII веку.
К моменту оккупации Россией Восточной Сибири (первая половина XVII века) саха состояли из 35-40 родов и племён, крупнейшими из которых являлись кангаласцы и намцы - жители левобережья Лены, мегинцы, борогонцы, бетунцы, батурусцы - основное население междуречья Лены и Амги, и другие.
Племена саха нередко враждовали между собой и делились на более мелкие родовые группы - «отцовские роды» (ага-ууса) и «материнские роды» (ийэ-ууса), то есть восходящие к разным жёнам прародителя. До русской колонизации у саха существовали обычаи кровной мести (часто гуманно заменявшиеся выкупом), воинских посвящений юношей, коллективной ловли рыб, а на севере и гусей. Были широко распространены обычаи гостеприимства и обмена подарками (бэлэх). У саха выделялась военная аристократия - тойоны, управлявшие родом или племенем при поддержке старейшины и выступавшие военными вождями. Они владели рабами (бокат, кулун), численность которых у тойона могла достигать от 1-3 до 20 человек. Рабы имели свою семью, жили в основном в отдельных юртах, нередко служили в отряде тойона. У саха также имелись профессиональные торговцы, именовавшиеся городчиками (т.е людьми, ездившими в город). Основная часть имущества саха - пастбищные угодья и сенокосы находились в общинной собственности, а скот - в частной, индивидуальной. Русская администрация препятствовала переходу земель в частную собственность, что приводило к делению саха на «роды», управлявшиеся «князьками», которые образовывали «наслеги», и под чьим управлением находились обширные пастбища. Якутские общинники собирались на родовые сходки (муннях). Наслеги объединялись в целые улусы во главе с улусным головой. Наслежные объединения были характерны для следующих якутских общин: Мегинской, Борогонской, Намской, Бетюнской и т.д.
Традиционная культура саха в полной мере представлена амгинско-ленской и вилюйской группами. Северные (тундровые) саха близки в культурном плане к эвенкам и юкагирам (последние постепенно сливаются с саха и не исключено, что через несколько лет этот народ исчезнет и станет частью восточно-арктических тюрок). Олёмкинские саха в культуре сильно русифицированы, но свою этническую идентичность сохраняют.
Основными традиционными занятиями саха являются коневодство (в 17 веке в русских документах саха упоминались как «конные люди») и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми обычно смотрели мужчины, а за рогатым скотом - женщины. На севере Якутии распространено и развито оленеводство. Скот обычно держали в хлевах (хотонах) зимой и на подножном корму летом. Якутские породы скота отличаются особой выносливостью, но малопродуктивны. Особенно широкое распространение у саха получило рыболовство. Ловлей рыбы саха занимались в основном летом, но зимняя рыбная ловля также присутствовала в быту якутов. Осенью саха устраивали коллективную ловлю с разделом добычи между всеми участниками. Для многих бедняков, не имевших скота, рыболовство было основным занятием. На рыболовстве специализировались многие якутские племена: осекуи, онтулы, кирикийцы, орготы и пр.
На севере страны Саха особой популярностью пользовалась охота, которая составляла здесь основной источник пропитания. К моменту прихода русских в Якутии была известна мясная и пушная охота, но в дальнейшем из-за снижения численности зверей её значение сильно упало. Характерными приёмами якутской охоты были приёмы с быком, конная или собачья гоньба.
Существовало также собирательство - сбор лиственничной и сосновой заболони, заготавливавшейся на зиму в засушенном виде, кореньев, ягод и зелени.
Земледелие было заимствовано у русских в конце XVII века, но вплоть до середины XIX века оно было развито слабо: его распространению способствовали русские переселенцы.
У саха издавна была развита обработка дерева (в частности художественная резьба), бересты, меха, кожи, из которой делали посуду. Из коровьих шкур часто делались коврики, а из заячьего меха - одеяла. Конский волос использовался при плетении и вышивании. У саха сохранилось производство лепной керамики, что выделяло их среди других сибирских народов. Были весьма развиты плавка и конка железа, чеканка меди и серебра, резьба по мамонтовой кости.
Основными видами транспорта у саха являлись сани, в которых обычно запрягали быков и оленьи нарты. Основными типами лодок были плоскодонная или берестяная (тыы), парусные суда появились только в 17 веке с приходом русских.
Зимние поселения саха - кыстык, располагались вблизи покосов и состояли из 1-3 юрт. Летние поселения создавались недалеко от пастбищ и насчитывали 10 юрт. Зимняя юрта (балаган, дьиэ) имела наклонные стены из тонких брёвен и низкую двускатную крышу. Подобным же образом была обстроена и летняя юрта.
Традиционная якутская одежда - это короткие кожаные штаны, меховой набрюшник, кожаные ноговицы, однобортный кафтан. Были распространены также тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахи). Мужчины часто подпоясывались кожаным поясом и огнивом или бляшками из меди и серебра. Элементами женской одежды являлись меховая шапка из дорогого меха и длинный меховой кафтан. Распространены женские золотые и серебряные украшения. Обувь - это в основном традиционные якутские высокие зимние сапоги из оленьих шкур. Летние сапоги делались из саары - мягких шкур и были покрыты сукном.
Основной рацион питания саха составляет молочная пища, в особенности тюркский национальный напиток кумыс, а также простокваша (сора), сливки (кюэрчэх) и масло. Масло употреблялась в растопленном виде или вместе с кумысом. Сливки заготовлялись на зиму в замороженном виде с добавлением ягод и кореньев. Рыбная пища была распространена среди бедняков северных районов, где не было скота, мясо употреблялось в основном богатыми саха. Особо ценилась конина. С XIX века входит в употребление ячменная мука, из которой делались лепёшки. В Олёмке частью якутского рациона являлись овощи.
До XIX века у якутов было распространено многожёнство, причём жёны в основном жили раздельно. Калым состоял из скота. За невестой давали приданое, составлявшее половину суммы калыма и представленное предметами утвари и одежды.
Вплоть до XVIII-XIX века среди саха были распространены традиционные верования. Позже началось распространение христианства, однако в стране Саха оно сочеталось с верой в духов. Сохранились элементы тотемизма, не был искоренён и шаманизм. Сохранились некоторые обычаи и праздники, связанные с языческим прошлым якутов. Остался прежним и богатырский эпос якутов (олонхо), исполнявшийся сказителями (олонхосут) и являющийся часть фольклора саха. Родоначальником саха считается Эллэй Боотур, по одной версии сказания представленный выходцем из татарских (тюркских) племён, бежавшим от преследований владыки на север. По другой версии он бежал, спасая своего пожилого отца от смерти.
Традиционными инструментами саха являются варган, кырыымпа (на подобие скрипки) и ударные.
Первой формой государственности саха стала Якутская АССР, образованная в 1922 году в составе РСФСР. В советские времена начался рост городов, развитие промышленности. Поднялась значимость Якутии в составе нового государства. В 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете республики и Якутская АССР была преобразована в Республику Саха (Якутия), которая ныне является суверенным тюркским государством в составе Российской Федерации.
Николай Гусейнов, специально для TuranToday.com