Аль-Куфи о реалиях Азербайджана во времена арабского владычества (с картой региона)

17 августа 2011 г. • 20:00
Об Азербайджане, его областях и городах, его правителях и сфере их влияния у арабского историка IX века аль-Куфи. Источник: Аль-Куфи. "Китаб уль-Футух" ("Книга завоеваний").

В книге аль-Куфи собраны весьма интересные исторические факты, касающиеся Азербайджана и позволяющие нам сказать несколько слов о городах, областях и правителях этой страны во времена арабского завоевания и первых лет владычества здесь Арабского халифата.

Также мы можем сделать ряд выводов о том, по каким причинам Албания Кавказская (Ар-Ран) и Атропатена (Адербайган) в VII веке были объединены арабами в единую страну.

Представим читателям некоторые сообщения средневекового автора с нашими комментариями:

"Халиф Умар ибн Абд аль-Азиз вызвал к себе человека, которого звали Абд аль-Азиз ибн Хатим, написал для него предписание и назначил его правителем Азербайджана.

Абд аль-Азиз ибн Хатим отправился в Азербайджан. После этого халиф Умар ибн Абд аль-Азиз получил известие о некоторых его проделках. Он отправил туда человека, который сместил Абд ал-Азиза ибн Хатима. Халиф назначил вместо него Адийя ибн Адийя аль-Кинди. Аль-Адийя отправился в страну Азербайджан и расположился в Байлакане. Его жители страдали от жажды, и Адийя провел для них канал, по которому стала поступать вода. Этот канал до наших дней называется не иначе, как "Канал Адийи"

Адийя ибн Адийя оставался правителем Азербайджана более десяти месяцев. Затем халиф Умар ибн Абд аль-Азиз сместил его и назначил вместо него аль-Хариса ибн Амра ат-Таий.

Аль-Харис ибн Амр отправился в страну Азербайджан и остановился в Барде"

Как видно, среди городов Азербайджана названы Байлакан, являвшийся центром области Байтакаран (Пайтакаран) во времена Албании Кавказской и Барда, являвшаяся столицей Албании Кавказской при династии албанских царей Михранидов.

Следовательно, арабы не отличали древнюю Атропатену (которую они называли Азербайджаном) от Албании Кавказской (которую они именовали Ар-Раном), хотя знали, что Албания Кавказская исторически являлась отдельным государством.

Причиной единого восприятия Албании и Атропатены арабами может служить лишь этническое родство "титульных" этносов этих двух стран. Следовательно, распространение названия "Азербайджан" на Албанию Кавказскую являлось закономерным явлением, что мы и видим в трудах аль-Куфи.

-----------------------------------

"Барсбек, сын хакана, стал собирать со всех концов воинов и присоединил к ним воинов, которые были у него в Азербайджане. У него собралось множество людей.

Об этом узнал Саид ибн Амр аль-Хараши и разослал гонцов в Варсан, Байлакан, Барду, Кабалу и другие стороны Азербайджана. К нему шли люди поодиночке и толпами, добровольцы и прочий люд, и он сколотил огромное войско"

Также средневековый автор относит к городам Азербайджана первую столицу Албании Кавказской – Кабалу.

-----------------------------------

"Абу Муслим отправился с этого места в один из городов Азербайджана — Нахчиван, захватил его, собрал харадж и распределил его среди своих сподвижников".

Оставим это сообщение автора без комментариев…

-----------------------------------

"Хакан, царь хазар, отправил посланцев во все края страны безбожников, которые были с ним одной веры и племени, призывая их на войну с мусульманами. И все они дали на это согласие. Их ордам он приказал собраться к его сыну и выступить походом на Азербайджан. И выступил Барс-бей, сын хакана во главе 300-тысячного войска, состоящего из хазар и других племен безбожников. Вскоре он прибыл с войсками в междуречье аль-Кур (Кура) и ар-Рас (Аракс)".

Как видно из последних двух сообщений, средневековый историк относит междуречье Куры и Аракса к Азербайджану, что также подтверждается предыдущими сообщениями автора (ведь города Азербайджана Барда, Байлакан и Нахчиван расположены именно в этом междуречье).

-----------------------------------

"Получив в Сирии приказ о назначении правителем Азербайджана, Маслама ибн Абд ал-Малик отправился в путь и достиг города Барды, где и расположился. Отсюда он написал ал-Хараши, чтобы тот выехал из земель Ширвана к нему".

Как известно, Ширван вплоть до Дербента на севере арабы относили к Азербайджану. Поэтому логично, что правитель Азербайджана, восседавший тогда в Барде, имел право вызывать к себе при необходимости правителя Ширвана.

Таким образом, и Ширван во времена арабского владычества находился в сфере влияния правителей Азербайджана. Позже здесь было создано независимое от Арабского халифата государство – Государство Ширваншахов. Не даром оно считается первым независимым мусульманским государством на территории Азербайджана. Ведь, несмотря на определенную независимость, этнически и культурно Ширван всегда был неразрывно связан с остальными азербайджанскими землями.

-----------------------------------

Кроме того, о сфере влияния правителей Азербайджана можно сделать вывод и из следующего сообщения аль-Куфи:

"Аль-Хасан ибн Кахтаба (правитель Азербайджана, назначенный халифом аль-Мансуром) находился в Барде. Он вызвал к себе своего сына по имени Кахтаба и назначил его правителем Баб аль-Абваба (Дербент). Вызвав другого сына - Ибрагима, он назначил его правителем страны Джурзан (Грузия), начиная от Тифлиса и далее. Вызвав третьего сына - Мухаммеда, он назначил его правителем Арминийи (Армении), начиная от Хилата, Каликалы и далее".

Как видно, правителей в Дербенте назначал именно глава Азербайджана. Более того, из сообщения аль-Куфи становится известно, что к сфере влияния правителей Азербайджана относились сопредельные провинции Арабского халифата - Армения и Грузия.

Это сообщение средневекового автора является для нас ценным и по другой причине: по нему можно судить и о границах Грузии и Армении того периода.

Так, границы исторической Грузии простираются "от Тифлиса и далее" на север, что известно нам и из других источников и не вызывает сомнения (как известно, земли южнее Тифлиса до сих пор населены преобладающими здесь по численности азербайджанскими тюрками).

Другое дело границы Армении. Вопреки необоснованным претензиям армянских ученых и их апологетов на кавказские территории, сообщения средневекового историка аль-Куфи четко указывают на то, что Армения (у аль-Куфи – Арминийа) простиралась "от Хилата, Каликалы и далее". Понятное дело, что речь идет о землях к западу (а не к северу, югу или востоку) от указанных городов, ибо города эти лежат противоположно друг другу – один на севере, другой на юге.

С учетом этого, нынешние активные потуги армянских ученых локализовать "древнюю Армению" восточнее Хилата и Каликалы (Эрзурума) являются антинаучными, хотя официальная история как всегда закрывает на это глаза.

Итак, собрав воедино все сведения, которые указал в своем труде аль-Куфи, постараемся представить себе карту северных земель Азербайджана и прилегающих территорий во времена арабского завоевания и владычества (см. карту).

Амир Эйваз, специально для TuranToday.com