Спасибо Азербайджану

10 сентября 2011 г. • 15:38
Похоже, в вопросе репатриации турок-месхетинцев, наконец-то, тронулся лед. Десятилетиями представители "наказанного народа" ожидали восстановления справедливости и возможности вернуться на родину. И вот, дождались. Грузинское правительство выдает им статус репатрианта. Правда, пока цифры весьма скромны. К примеру, туркам-месхетинцам, обосновавшимся в Азербайджане, выдано не более 100 подобных статусов, а это капля в море по сравнению с тем, сколько их в свое время было насильно выселено из Грузии. Порядка 90 тысяч.

Немного истории


А все началось в 1944 году. По приказу Сталина турки-месхетинцы, компактно проживающие в пяти районах нынешней Грузии - Адыгейском, Ахалцихе, Ахалкалаки, Ниноцминде и Аспиндзе, были депортированы из Грузинской ССР в республики Средней Азии. Часть из них была выселена в Азербайджан.

Некоторые историки полагают, что нет более наказанного народа, чем турки-месхетинцы. Вот что писал об этом профессор Гарвардского университета А.Некрич в своей статье "Наказанные народы": "В 40-х годах советское руководство сочло необходимым "укрепить" границы империи, заполнив пограничные территории так называемым "реальным населением". К такому относились русские, украинцы...Мусульманская же часть жителей считалась ненадежной. Власти ссылались на то, что во время войны резко усилилось турецкое влияние на советских границах. Выселение потенциальной турецкой агентуры - крымчан, месхов и курдов - подавалось как превентивная стратегическая мера".

Разница между месхами и "немесхами" заключалась в том, что после смерти Сталина последним разрешили вернуться на свою родину, а вот туркам-месхетинцам - нет. Фактически они были лишены родины и долгое время незаслуженно носили "клеймо предателя".

Любопытно, что, несмотря на это, представители этого народа служили в Красной армии и активно участвовали в борьбе против фашизма. Уж больно противоречивым было решение Сталина.


Так, согласно данным историографии, несколько десятков тысяч турок-месхетинцев были привлечены в ряды Красной армии до конца Великой Отечественной войны. Более 20 тысяч из них погибли на фронте. В отличие от других представителей репрессированных народов, они так и не демобилизовались. При этом многие турки-месхетинцы были награждены боевыми орденами, двое из них были удостоены звания Героя Советского Союза. Но об этих фактах предпочитали тогда умалчивать.



Как, например, пишут в своей книге авторы Бугай и Мамаев, проблема депортации народов Грузии в середине прошлого столетия длительное время находилась под запретом. Другими словами, о ней не было принято что-либо заявлять в исторических исследованиях, в истории как СССР, так и Грузинской ССР.

Однако при этом поощрялись лица, принимавшие участие в депортации турок-месхетинцев. Так, более 400 лиц были удостоены наград за выселение, 85 человек вообще получили высшую награду - орден Красной звезды.

Впрочем, нелюбовь к туркам-месхетинцам проявилась еще в 1914 году. Так, выступая из Месхетии в Турцию, командование русских войск, исходя из пожеланий царского правительства, рекомендовало в 1914 году грузинскому дворянству изгнать месхетинцев как турок в Турцию, а на их место заселить крестьян из Западной Грузии. Тогда эта политическая акция все-таки не была проведена. К ней возвратились только спустя 30 лет, причем вполне успешно. А на место депортированных заселили других, но не русских и украинцев, как предполагалось, а армян.

Всего было выселено 90 тысяч турок-месхетинцев. На их место заселили более 30 тысяч армян. Начиная с начала депортации в 1944 году вплоть до 1956-го турки-месхетинцы находились под строжайшим административным, или, как многие еще говорят, комендантским надзором. Им не разрешалось даже ходить друг к другу в гости. После отмены надзора, в отличие от других представителей мусульман - чеченцев, карачаевцев и т.д., туркам-месхетинцам не разрешили вернуться на родину.

Постепенно некоторые из них переехали на жительство в Азербайджан и на Северный Кавказ. Но большая часть осталась в Средней Азии, в частности, в Узбекистане.

С чего началась репатриация?

О проблемах турок-месхетинцев еще долго не вспоминали бы, если бы не события в Ферганской долине (Узбекистан). В мае-июне 1989 года там произошли массовые выступления против месхов, были разрушены и сожжены их дома, и впоследствии они были насильственно вытеснены с обжитых территорий. В Грузии к тому времени официальные власти выступали против их репатриации, так что в очередной раз депортированные турки-месхетинцы вынуждены были искать приют в других республиках бывшего СССР. Волна депортированных нахлынула в Азербайджан и Россию. Именно с этого периода начинается отсчет непростого и довольно длительного процесса реализации права турок-месхетинцев на возвращение на историческую родину.

Отношение грузин к вопросу репатриации турок-месхетинцев тоже было неоднозначно. Порой ощущалось формирование негативных стереотипов в отношении и без того наказанного народа. Так, во время ферганских событий председатель Народного фронта Грузии Нодар Нотадзе на одной из встреч с депутатами Союза ССР заявлял: "Ни одного турка в республике не будет - вот наша позиция. Тот, кто хочет жить в Грузии, должен заявить о том, что он отнюдь не турок, а грузин-месхетинец".

Ситуация нисколько не изменилась и даже после распада СССР, когда к власти в независимой Грузии пришел ультранационалист Звиад Гамсахурдиа. Можно даже сказать, что обстановка в республике еще более накалилась, что привело к вытеснению даже тех сравнительно немногочисленных месхетинских турок, которым все-таки удалось вернуться на родину.

Дело с мертвой точки сдвинулось с приходом к власти Шеварднадзе в 1992 году. Сначала была учреждена специальная комиссия по проблемам населения, депортированного в 1944 году из Южной Грузии.


Правда, результативности эта комиссия не продемонстрировала.



Далее, в 1997 году парламент Грузии принял закон "О реабилитации жертв политических репрессий и восстановлении справедливости", но, как оказалось впоследствии, радоваться было нечему. Фактически этот закон распространялся только на граждан Грузии, подвергшихся репрессиям на территории Грузии. Но даже те турки-месхетинцы, которым удалось в свое время вернуться в Грузию и которые даже смогли получить гражданство, также не подлежали реабилитации, поскольку на их счет в законе была специальная оговорка: "Этот закон не распространяется на лиц, принадлежащих к этническим группам, которые были депортированы с 25 февраля 1921 г. до октября 1990 г.".

Лишь после того, как Грузия вступила в Совет Европы, страна оказалась под определенным прессингом - перед ней встало обязательство репатриации турок-месхетинцев. В итоге после долгих обещаний грузинских властей решить эту проблему спустя 7 лет после вступления в СЕ, в 2007 году, наконец-то был принят закон "О репатриации лиц, вынужденно переселенных из Грузинской ССР в 40-х годах XX века".

Вот он, долгожданный статус репатрианта!

Ровно семь лет грузинские депутаты принимали долгожданный закон "О репатриации", многие пункты которого не устраивали то экспертов СЕ, то грузин, то самих репатриантов. На взгляд турок-месхетинцев, в итоге получился довольно размытый закон. Но и на этом спасибо, отмечают они.

Арзуман Аллазов, представитель азербайджанского общества турок-месхетинцев "Ватан", считает, что, несмотря на множество недостатков, закон признает их право на репатриацию, а это самое главное. "Вы знаете, что такое лишиться родины?! Это очень страшно. Но теперь признали наше право на родину, и где бы ни жил турок-месхетинец, он будет знать, что у него есть родина", - отметил в беседе с нами А.Аллазов.

Как он вспоминает, семью его депортировали сначала в Абхазию, затем, в 1957-м, когда был снят административный надзор, их выселили в Армению, а потом, уже в 1969 году, они обосновались в Азербайджане.

Отметим, что община турок-месхетинцев Азербайджана одна из многочисленных. Правда, как считает председатель общества "Ватан" Шамсаддин Сарваров, в последние годы численность проживающих в стране турок-месхетинцев несколько сократилась, что было связано с миграционными процессами. Сейчас их численность не превышает 80 тысяч. В основном турки-месхетинцы обосновались в Саатлинском и Сабирабадском районах, Губа-Хачмазской зоне, Бейлягане, Шамкире и Евлахе.

Азербайджанское общество "Ватан", если верить их представителям, на фоне остальных организаций по разным странам наиболее активно задействованное. Так, из Азербайджана удалось собрать и отправить в Грузию 5428 заявок на получение статуса репатрианта. Из этих заявок было принято 5389. "В Казахстане проживают 200 тысяч турок-месхетинцев.



А заявок удалось им собрать всего 16. Из России, где численность турок-месхетинцев намного больше, чем у нас, заявок удалось собрать всего 1600. Думается, это связано с пассивностью действующих там обществ "Ватан". У нас больше всего заявок. Я еще не считаю тех, что не удалось отправить ввиду трудностей с переводом", - рассказал Ш.Сарваров.


По его словам, более 13 тысяч заявок было собрано из Азербайджана. Просто ввиду необходимости перевода их либо на английский, либо на грузинский язык, что требуется по закону "О репатриации", лишь 1/3 удалось перевести и отправить, добавил он.

В целом, заметил он, у "нас вызывает определенную настороженность поведение грузинских властей". "Они уже завершили прием подачи заявок. До конца этого года они должны будут выдать статус репатрианта всем тем, чьи заявки были поданы. Но я не уверен, что они справятся в эти сроки. Слишком все ускоренно они делают и при этом не ставят нас в известность. Мы пытались узнать причину, почему все наши заявления не были приняты, но нам так и не отвечают. Судьба даже одной непринятой заявки нас волнует. Складывается такое ощущение, что они (грузины - ред.) нам не рады", - посетовал Ш.Сарваров.

Как считает вышеотмеченный А.Аллазов, закон по своей сути носит некоторые дискриминационные нотки. "Например, для чего надо было ставить сроки? Выходит, что сами они долгих семь лет тянули, чтобы принять наконец-то шестистраничный документ закона, и только год дали на то, чтобы люди собрали кипу документов, да еще перевели их на соответствующий язык и направили им. Вы знаете, что для признания нашего статуса они требуют справку о депортации? Для этого надо ехать в Грузию, искать в архивах все эти документы. И то, если повезет, эту справку выдадут. А то сколько у нас было случаев, что некоторых из нас перенаправляли в Узбекистан, мол, здесь (в Грузии) архив сгорел. Спрашивается, кто мне в Узбекистане даст эту справку? Нас же сначала из Грузии депортировали!" - выразил свое возмущение А.Аллазов.

По его мнению, было бы целесообразно в целом изъять из закона какие бы то ни было сроки для подачи заявок. И для этого существует масса аргументов. Так, для подачи заявления лицу должно исполниться 16 лет. "Выходит, что наши дети, которым еще не исполнилось 16 лет, и родители которых по тем или иным причинам не захотели возвращаться в Грузию, лишены этого права на статус. А вдруг завтра они захотят вернуться в Грузию, что тогда?" - справедливо вопросил наш собеседник.

В мире уже существует практика, когда люди могут репатриироваться независимо от времени. "К примеру, евреи всегда могут репатриироваться в Израиль, причем без всяких там справок о том, что их в свое время откуда-то выселили. Почему бы и в нашем случае так не сделать?" - вопросил А.Аллазов.

В свою очередь Ш.Сарваров не теряет надежды, что грузинские власти все-таки пойдут на уступки и в будущем будет возобновлена подача заявок. "У нас еще остается 45 тысяч турок-месхетинцев, желающих вернуться в Грузию. Куда их девать?" - посетовал он, при этом добавив, что процедуры подачи заявок тоже следовало бы упростить.

Так или иначе, но на фоне выселенных насильно из Грузии 90 тысяч турок-месхетинцев то количество заявок, которые были направлены для получения статуса, вызывает в свою очередь ряд вопросов. Главный из них - почему турки-месхетинцы так пассивны в процессе репатриации? Возьмем тех из них, кто проживает в России и Казахстане. Судя по количеству заявок с их стороны, они не горят желанием вернуться на свои исконные земли. Естественно, мы не смогли не задать этот вопрос нашим собеседникам. "А может, им просто не хочется покидать обжитые места? К тому же, в Грузии сейчас тоже несладкие времена. Свои конфликты, свои беженцы. А в России, Казахстане, Азербайджане у многих из них уже налаженная жизнь, свое дело. Может, условия жизни их вполне устраивают там?" - таким был наш немного провокационный вопрос.

"Я не исключаю, что за эти годы многие турки-месхетинцы хорошо устроились, обзавелись собственным делом, благо, народ наш трудолюбивый, любит землю и брать от нее все, что она дает. Но дело не в этом. Речь идет о возвращении нам родины. Мы можем жить хоть в Париже, Лондоне, да хоть на Камчатке, но при этом будем знать, что у нас есть родина", - в один голос ответили наши собеседники.

Отметим, что статус репатрианта дает им право вернуться в Грузию, однако государство не берется возмещать им материальную и моральную компенсацию.

"Спасибо большое Азербайджану. Сначала в 1957, а потом и в 1989 годах он нас принял, и это несмотря на наличие в конце 1980-х жертв карабахского конфликта - вынужденных переселенцев и беженцев. В 1994 году нам предоставили гражданство, в 1997-м не оставили нас за бортом земельных реформ. Мы никогда не забудем этого", - рассказал А.Аллазов.

Дж.Байрамова
Источник: Зеркало.аз