Памятники древнеалбанской архитектуры (фото)

12 ноября 2011 г. • 13:27
Представляем вниманию читателей фотографии образцов архитектуры Албании Кавказской - древнего государства, существовавшего на территории современного Азербайджана в период античности и раннего средневековья. Помимо исключительной архитектурной ценности опубликованные фото представляют ценность с точки зрения изучения истории региона, причем не столько периода создания этих архитектурных памятников, сколько периода их активной "арменизации" с начала XIX века нашей эры.

За фотоматериалы благодарим фотографа Чингиза Самедзаде и нашего друга, приславшего эти фото нам, - Алтая Зейналова. Комментарии к фото: Амир Эйваз.


Некоторые из фото явно сообщают нам о фальсификациях, осуществленных армянами с целью присвоения албанских храмов. Так, на фотографии ниже вы можете четко различить два креста. Тот, что справа - почти равносторонний (отметим, что равносторонние кресты - особая отличительная черта албанских религиозных символов). А тот, что слева - явно удлиненный. На наш взгляд, второй крест - это грубая попытка арменизации албанских памятников.


Крест слева просто вырезан на камне, а изображение албанского креста (того, что справа) - рельефное. Ясно, что создание рельефного изображения этого равностороннего албанского креста требует большого мастерства, тогда как вырезать (причем грубо, обратите внимание на узор) удлиненный крест не составит особого труда. Вырезать на древних камнях свои символы - давняя традиция армянских фальсификаторов.

Еще грузинский мыслитель XIX века Илья Чавчавадзе отмечал склонность армян к соскабливанию древних надписей с чужих церквей:

"Мы имеем немало примеров, что армяне силились стирать и уничтожать следы грузинского происхождения на грузинских храмах и монастырях, соскабливать или стирать с камней грузинские надписи, вынимать самые камни из построек и вставлять взамен их другие с армянскими надписями, о чем даже писалось в русских, и в грузинских газетах. Между прочим, покойный Д.Бакрадзе рассказывает об одном случае, указывающем нам на такую милую способность этой группы армян. В Артвине существует весьма старая церковь. Тамошние армяне возымели желание наготове присвоить себе этот храм. Но местные греки начали оспаривать его у них на том основании, что так как он с давних времен принадлежал грузинам, то, следовательно, мы, мол, как православные, имеем преимущество пред вам. В нем был вделан камень с грузинской надписью, а так как эта надпись служила доказательством принадлежности храма грузинам, то армяне изволили благоразумно «припрятать» этот камень" (И.Чавчавадзе. Армянские ученые и вопиющие камни, Тифлис, 1902).

Как видно на фотографии ниже, удлиненные кресты и здесь не имеют явно древнего происхождения: они как будто "свежие" и неуклюже высечены на стене храма. Да и зачем было древним высекать на стене храма удлиненные кресты таким странным образом (типа "здесь был Вася"), тогда как на других частях храма, где и подобает быть священной символике, все еще сохранились равносторонние албанские кресты?


Весьма примечательна и следующая фотография. На ней равносторонние албанские кресты вписаны в древний огузский символ - восьмиконечную звезду, по сей день являющуюся символом азербайджанских тюрков и украшающую национальный флаг современного Азербайджана.


Амир Эйваз. Трагедия одной церкви

С оккупацией Россией тюркских ханств северной части Азербайджана и переселением на Южный Кавказ десятков тысяч армян из Ирана и Турции, армянское духовенство стало искать пути овладения древними храмами, расположенными на этой территории. Единственным препятствием для Армянской церкви и России в написании новой истории Кавказа все еще оставалась основанная апостолом Варфоломеем Албанская церковь, которой и принадлежали вышеуказанные древние храмы.


Но Россия не могла делать упор в своей "кавказской" политике на малочисленных христиан-албанцев, сохранившихся к началу XIX века лишь в Верхнем (Нагорном) Карабахе и дружественно относившихся к местным тюркским ханам и населению.

Поэтому в качестве проводника своих идей на Кавказе, а также форпоста в деле ослабления мусульманских держав региона, Россия избрала именно армян. Они как нельзя лучше подходили для захватнических планов России:

- армяне в достаточно большом количестве проживали в Османской Турции и могли послужить России в качестве "пятой колонны" в Турции во время почти не прекращающихся русско-турецких войн;

- многие армяне были богатыми купцами и должностными лицами в Турции и Иране: через них Россия намеревалась совершать диверсии против указанных государств;

- достаточно влиятельное и богатое армянское духовенство еще со времен Петра I обещало свою поддержку России против Турции.


Однако, взамен выполнения грязной работы армянское духовенство (пожалуй, самое националистически настроенное из всех "слуг Господа" в мире) требовало от России переписывания истории региона в пользу армян. Еще при русском императоре Петре армяне желали создать автономное армянское царство в составе России. И хоть впоследствии эта идея не была осуществлена, армяне добились от России передачи всех древних христианских храмов Албании Кавказской Армянской церкви.

Армянское духовенство поступило весьма дальновидно. Ведь, как известно, завладев историей региона сегодня, можно претендовать на сам регион уже завтра.

В 1815 году сан Албанского патриарха был упразднен царским указом. С этого времени глава Албанской церкви стал митрополитом.

Так началась ликвидация самими же христианами 2000-летней христианской церкви на Кавказе. А ведь правившие здесь свыше тысячи лет тюрко-мусульманские султаны, ханы и падишахи не только не разрушили эту Церковь, но и проявляли к ней особое уважение. Известно, что даже местные мусульмане приходили помолиться в эти церкви Всевышнему - Аллаху. Эта Церковь всем своим естеством была связана с Кавказом и его населением. Но чужакам-захватчикам и новым переселенцам - армянам-григорианцам этого было не понять.

11 марта 1836 года императором Николаем I было подписано особое "Положение", состоящее из 10 глав и 111 статей, регламентирующее положение Армянской церкви. Согласно этому документу, был упразднен Албанский (Гандзасарский) патриархат, а на его месте были образованы две епархии (Карабахская и Шамахинская), а также викариатство Гянджи, но уже в юрисдикции Армянской церкви...



Все храмы, тексты и прочая утварь Албанской церкви были переданы армяно-григорианской церкви. "Армянами-григорианцами" стала и вся паства ликвидированной церкви. Сохранилось письмо одного албанца из Карабаха в российский Синод, где он просил перевести себя и членов своей семьи в католичество, чтобы его, исконного карабахского албанца, не записывали "армянином". Это письмо, пожалуй единственное наглядное свидетельство трагедии целого народа, исконно, задолго до армян, проживавшего и созидавшего в Верхнем (Нагорном) Карабахе и других частях Азербайджана.

Точку в уничтожении Албанской церкви российский Синод поставил в 1909-1910 годах. Именно в эти годы Российский Святейший Синод дал разрешение Эчмиадзинскому синоду и Эриванской армяно-григорианской консистории уничтожить(!) все старые архивные дела подведомственных епархий.

Как полагают многие исследователи, среди этих архивных дел армянами были уничтожены уцелевшие до тех пор архивы Албанской церкви. Таким образом, история Кавказа, 2000 лет по крупинкам собираемая в главной церкви Кавказа - Албанском католикосате, была уничтожена руками армянского духовенства всего одним постановлением российского Синода.

Именно из-за этого сегодня много пробелов в истории Кавказа. И эти пробелы армяне пытаются сегодня заполнить своей надуманной, лживой историей, созданной в XIX и ХХ веках армянским духовенством при поддержке российского Синода.