Вся правда о декабрьских событиях 1986 года в Алматы не раскрыта до сих пор
Ровно 25 лет назад, 17 декабря 1986 года, отважная казахская молодежь вышла на центральную площадь столицы Алматы, чтобы выразить свой протест против назначения чужака во главе республики, и хотя в этом был элемент стихийности, по большому счету, эти события имели глубокие корни и многолетние предпосылки.
Казахскому народу осточертело, что его интересы не принимали во внимание, что союзный центр вытирал ноги о казахскую культуру и язык, и в целом не уважал положение коренного населения. Казахи оказались бесправными на своей же земле.
В социальной иерархии советского Казахстана подавляющее большинство казахов занимало самое низшее положение. При переезде в Алматы или другие крупные города казахам из аулов издевательски предоставляли (в то время этим занималось исключительно государство) самое худшее, аварийное жилье, или, в лучшем случае, первые или последние этажи квартирных домов. В то же время, существовала тонкая прослойка городских казахов, советской бюрократии и номенклатуры. Немалая доля казахов была и среди людей культуры, науки и искусства. Однако, эта интеллигенция, несомненно, составляла мизерное меньшинство, меньше верхушки айсберга.
В итоге, в середине декабря 1986 года казахская молодежь Алматы, в основном студенты столичных вузов, приехавшие из глубинки, а также алматинцы, которые были небезразличны к судьбе Родины, вышли на площадь имени Брежнева. Вышли с транспарантами, с требованиями. Вышли мирно и цивилизованно. Здесь важно отметить, что казахи по своей сути не являются радикальным, националистически настроенным народом. Однако у любого терпения есть предел.
Этим пределом, разделительной датой и стал декабрь 1986 года - события, после которых Казахстан уже не мог быть прежним.
Как отмечалось ранее, поначалу требования казахской молодежи в те дни не были чрезмерно националистическими. Многие протестующие были даже не против назначения русского или представителя другой национальности, но выросшего в республике. Вот лишь некоторые из транспарантов протестующих: "Требуем самоопределения!", "Каждому народу - свой лидер!", "Не быть 37-му!", "Положить конец великодержавному безумию!", "Хватит диктовать". Во время демонстрации звучали речи лидеров-ораторов, громко звучала казахская музыка, собравшиеся скандировали патриотические лозунги.
Напомню, что поводом к народным выступлениям было назначение 16 декабря Геннадия Колбина, руководителя Ульяновского обкома партии, первым секретарем компартии Казахстана, отправив на пенсию многолетнего руководителя республики, казаха Динмухамеда Кунаева. Это было открытым пренебрежением мнения казахов.
Массовое выступление казахской молодежи, продолжавшееся двое суток, было разогнано силами внутренних войск, ОМОНа и советской армии, причем немалая часть их тех, кто подавлял протест были специально привезены с провинциальных областей РСФСР, что обеспечило безжалостность к протестующим.
Как вспоминает казахский писатель Абиш Кекильбаев, первыми в атаку на протестующих с щитами, дубинками, саперными лопатами пошли курсанты погранучилища КГБ СССР. Были применены водометы. В ходе репрессивных мер среди выступавших появились открытые антисоветские и казахские националистические настроения. Началось настоящее побоище с разгромом зданий, сожженными автомобилями.
Молодых парней, а также и девушек избивали железными прутьями, саперными лопатами, дубинками. Некоторые были задержаны и вывезены за черту города, где их раздевали, избивали и выбрасывали прямо в мороз на снег.
Пострадавшие девушки, если оставались живы, становились инвалидами, не могли иметь детей. После самих событий участники мятежа были осуждены по самым жестким статьям и наказаны, в том числе и смертной казнью. На фото шестнадцатилетняя Ляззат Асанова, один из лидеров протестующих, погибшая во время тех событий.
События в Алматы не оставили равнодушным весь регион. В столицу на помощь выступавшим отправились автобусы с молодыми людьми из южных областей Казахстана, а также кыргызская молодежь из Бишкека. Однако эти автобусы были оперативно перехвачены и остановлены у подступов к Алматы. На следующий день протесты прошли на площади в Караганде, что также окончилось массовыми арестами и наказаниями.
Неудивительно, что официальные СМИ охарактеризовали массовые протесты как хулиганские националистические выступления. Всюду на страницах газет на участников событий сыпались обвинения в безрассудстве, хулиганстве, радикализме, неграмотности, необразованности, в неблагодарности к советской власти и, конечно же, в оголтелом национализме. Народ же душой был на стороне выступившей молодежи.
Согласно официальным сводкам, в результате данных событий погибших было 2-3 человека, около 1700 человек получили черепно-мозговые травмы, а также два человека приговорено к высшей мере наказания. Однако, согласно многократно подтвержденным неофициальным данным, число погибших могло доходить до двух сотен. Появились массовые захоронения за городом.
Декабрьские события в Алматы, явившись ярким прецедентом, дали наглядный толчок к выступлениям в других национальных республиках бывшего СССР - в Прибалтике, в Грузии, в Азербайджане, и этот процесс закончился распадом красной империи и провозглашением бывшими союзными республиками независимости.
На мой взгляд, мы знаем лишь малую часть информации о тех событиях. Многие детали все еще не выяснены. Очевидно, что среди толпы митингующих были и провокаторы. Также здесь прослеживается и определенная организация. Откуда вдруг стихийно появились грузовики с камнями, с арматурой? Какие влиятельные персоны стоят за этим? Партэлита во всем обвинила аксакала Кунаева, после чего начались гонения на его окружение. Я не верю, что Динмухамед Ахмедович как-то причастен к организации беспорядков.
Парадоксально, но сегодня, спустя 25 лет, до сих пор не раскрыта вся правда о тех трагических днях. Архивы не доступны обществу. Все еще живо то, корнями уходящее в советскую эпоху, что не позволяет рассказать всю правду о Желтоксане, кровавом декабре 1986 года.
Эти трагические события, получившие название "Желтоксан" ("Декабрь"), несомненно, оказали большое влияние на самосознание казахского народа. Конец 80-х ознаменовался поднятием рождаемости в казахских семьях. В 1989 году казахский язык получил государственный статус. А ровно через пять лет после Желтоксана, в декабре 1991 года, Республика Казахстан объявила о государственном суверенитете.
Жандос Темиргали, специально для TuranToday.com
Казахскому народу осточертело, что его интересы не принимали во внимание, что союзный центр вытирал ноги о казахскую культуру и язык, и в целом не уважал положение коренного населения. Казахи оказались бесправными на своей же земле.
В социальной иерархии советского Казахстана подавляющее большинство казахов занимало самое низшее положение. При переезде в Алматы или другие крупные города казахам из аулов издевательски предоставляли (в то время этим занималось исключительно государство) самое худшее, аварийное жилье, или, в лучшем случае, первые или последние этажи квартирных домов. В то же время, существовала тонкая прослойка городских казахов, советской бюрократии и номенклатуры. Немалая доля казахов была и среди людей культуры, науки и искусства. Однако, эта интеллигенция, несомненно, составляла мизерное меньшинство, меньше верхушки айсберга.
В итоге, в середине декабря 1986 года казахская молодежь Алматы, в основном студенты столичных вузов, приехавшие из глубинки, а также алматинцы, которые были небезразличны к судьбе Родины, вышли на площадь имени Брежнева. Вышли с транспарантами, с требованиями. Вышли мирно и цивилизованно. Здесь важно отметить, что казахи по своей сути не являются радикальным, националистически настроенным народом. Однако у любого терпения есть предел.
Этим пределом, разделительной датой и стал декабрь 1986 года - события, после которых Казахстан уже не мог быть прежним.
Как отмечалось ранее, поначалу требования казахской молодежи в те дни не были чрезмерно националистическими. Многие протестующие были даже не против назначения русского или представителя другой национальности, но выросшего в республике. Вот лишь некоторые из транспарантов протестующих: "Требуем самоопределения!", "Каждому народу - свой лидер!", "Не быть 37-му!", "Положить конец великодержавному безумию!", "Хватит диктовать". Во время демонстрации звучали речи лидеров-ораторов, громко звучала казахская музыка, собравшиеся скандировали патриотические лозунги.
Напомню, что поводом к народным выступлениям было назначение 16 декабря Геннадия Колбина, руководителя Ульяновского обкома партии, первым секретарем компартии Казахстана, отправив на пенсию многолетнего руководителя республики, казаха Динмухамеда Кунаева. Это было открытым пренебрежением мнения казахов.
Массовое выступление казахской молодежи, продолжавшееся двое суток, было разогнано силами внутренних войск, ОМОНа и советской армии, причем немалая часть их тех, кто подавлял протест были специально привезены с провинциальных областей РСФСР, что обеспечило безжалостность к протестующим.
Как вспоминает казахский писатель Абиш Кекильбаев, первыми в атаку на протестующих с щитами, дубинками, саперными лопатами пошли курсанты погранучилища КГБ СССР. Были применены водометы. В ходе репрессивных мер среди выступавших появились открытые антисоветские и казахские националистические настроения. Началось настоящее побоище с разгромом зданий, сожженными автомобилями.
Молодых парней, а также и девушек избивали железными прутьями, саперными лопатами, дубинками. Некоторые были задержаны и вывезены за черту города, где их раздевали, избивали и выбрасывали прямо в мороз на снег.
Пострадавшие девушки, если оставались живы, становились инвалидами, не могли иметь детей. После самих событий участники мятежа были осуждены по самым жестким статьям и наказаны, в том числе и смертной казнью. На фото шестнадцатилетняя Ляззат Асанова, один из лидеров протестующих, погибшая во время тех событий.
События в Алматы не оставили равнодушным весь регион. В столицу на помощь выступавшим отправились автобусы с молодыми людьми из южных областей Казахстана, а также кыргызская молодежь из Бишкека. Однако эти автобусы были оперативно перехвачены и остановлены у подступов к Алматы. На следующий день протесты прошли на площади в Караганде, что также окончилось массовыми арестами и наказаниями.
Неудивительно, что официальные СМИ охарактеризовали массовые протесты как хулиганские националистические выступления. Всюду на страницах газет на участников событий сыпались обвинения в безрассудстве, хулиганстве, радикализме, неграмотности, необразованности, в неблагодарности к советской власти и, конечно же, в оголтелом национализме. Народ же душой был на стороне выступившей молодежи.
Согласно официальным сводкам, в результате данных событий погибших было 2-3 человека, около 1700 человек получили черепно-мозговые травмы, а также два человека приговорено к высшей мере наказания. Однако, согласно многократно подтвержденным неофициальным данным, число погибших могло доходить до двух сотен. Появились массовые захоронения за городом.
Декабрьские события в Алматы, явившись ярким прецедентом, дали наглядный толчок к выступлениям в других национальных республиках бывшего СССР - в Прибалтике, в Грузии, в Азербайджане, и этот процесс закончился распадом красной империи и провозглашением бывшими союзными республиками независимости.
На мой взгляд, мы знаем лишь малую часть информации о тех событиях. Многие детали все еще не выяснены. Очевидно, что среди толпы митингующих были и провокаторы. Также здесь прослеживается и определенная организация. Откуда вдруг стихийно появились грузовики с камнями, с арматурой? Какие влиятельные персоны стоят за этим? Партэлита во всем обвинила аксакала Кунаева, после чего начались гонения на его окружение. Я не верю, что Динмухамед Ахмедович как-то причастен к организации беспорядков.
Парадоксально, но сегодня, спустя 25 лет, до сих пор не раскрыта вся правда о тех трагических днях. Архивы не доступны обществу. Все еще живо то, корнями уходящее в советскую эпоху, что не позволяет рассказать всю правду о Желтоксане, кровавом декабре 1986 года.
Эти трагические события, получившие название "Желтоксан" ("Декабрь"), несомненно, оказали большое влияние на самосознание казахского народа. Конец 80-х ознаменовался поднятием рождаемости в казахских семьях. В 1989 году казахский язык получил государственный статус. А ровно через пять лет после Желтоксана, в декабре 1991 года, Республика Казахстан объявила о государственном суверенитете.
Жандос Темиргали, специально для TuranToday.com