Хорошо, что Армения далеко за горами…
31 января 2012 г.
• 11:36
Представляем отклик неравнодушного казахстанского читателя Кайрата Есжанова на статью П.Легиной "Хриплые горы к оружью зовущая…" в №02 «Республики» от 23.01.2009.
В своем в высшей степени восторженном рассказе об Армении,«древней стране ее грез», собкор вашего почтенного и глубокоуважаемого многими издания Полина Легина в чувствах допустила опрометчивое высказывание, что, несмотря на то, что «Армения в четыре с лишним раза меньше Павлодарской области…, на этом стиснутом со всех сторон кусочке земли культурно-исторических сокровищ столько, сколько при всем желании не найдешь на бескрайних просторах Казахстана».
П.Легина, как я понимаю, человек далекий от исторической науки, который даже не читал произведений нашего О.Сулейменова о пятитысячелетних корнях древнейшей тюркской культуры, ни Мурада Аджи, ни даже Льва Николаевича Гумилева. Легина не интересовалась историей Казахстана..А ведь гипотеза о тюркских корнях происхождения протошумеров заявлялась еще дореволюционными русскими историками. Но она в пылу армянофильских чувств продемонстрировала презрение к нашей Родине, древней земле Казахстана, материальной и духовной культуре казахов. В основе ее восторженности, скорее всего, большая и светлая любовь к гражданину Армении и всему армянскому, это-то можно понять, но за что так походя, с каким-то злорадством пытаться принизить край, где ты живешь, показав свою профанацию и нелюбовь к Казахстану?
Это ли не воинствующее невежество, как например: «Первое в мире государство, принявшее христианство еще в 301 году?» П.Левина сгоряча забыла и о Восточно-римской империи-Византии, где возникло раннее христианство.
Совершив предновогодний вояж в «страну своих грез» Армению, Легина описывает читателю свою любовь и беспредельную тоску по этой волшебной стране и ее необыкновенно удивительным людям, у которых и «отношение к детям совершенно отличается от того, к которому привыкли мы.» (то есть несравненно лучше), совершенно не интересуясь, какие чувства можем испытать ее соотечественники и мы, казахи, мусульмане и тюрки по происхождению. Все в курсе, что в глазах мировой общественности Армения является агрессором, оккупировавшим Нагорный Карабах и семь административных районов суверенной Республики Азербайджан, которую населяют, да будет ей, Легиной известно, такие же как и казахи тюрки по происхождению и мусульмане по вероисповеданию азербайджанцы. И вполне понятно для человека разумного, что естественно будет ожидать наше сочувствие и приязнь не к армянам, как у Легиной, а к братскому азербайджанскому народу. В рамках политической истории конца 20 века и начала века 21 взаимоотношения между исламскими и христианскими странами и народами на Ближнем Востоке, Балканах и Закавказье являются фактором , определяющим всю систему международных отношений Восток-Запад и стратегический баланс сил между супердержавами в этих «взрывоопасных» точках. А на простом бытовом уровне это может выглядеть даже забавно: один мой старый приятель Бахыт Турсынбеков, узнав, что другой наш приятель Бахыт Тенгебаев работает на инвестора из Югославии, серба по происхождению, дал ему резкую отповедь : так ведь эти кафиры сербы бьют наших братьев мусульман боснийцев, а ты с ним якшаешься?! Убить тебя надо! А если сделать экскурс в историю СССР, то известно, что немногочисленная, но сплоченная армянская диаспора Средней Азии приняла сторону большевиков в октябре 1917 года и отличилась в установлении советской власти. В результате они заработали милость и особое расположение коммунистической Москвы и получили преимущества в сфере государственного управления.
Воспевая самобытную культуру и кроткий нрав гостеприимного армянского народа, Левина, описав эту «многострадальную страну, зажатую среди холодных камней и тесных недружественных границ», сама не ведая того, проводит невольную аналогию с другой «многострадальной» страной, так же «выживающей» в кольце враждебных мусульманских народов – государством-агрессором Израиль.
И напоследок, касательно уникальной духовной основы армянского народа и преимуществ «национальной педагогики армян», воспетой автором. Помню Артек своего детства, куда я случайно попал по «горящей путевке». Нас в отряде двое казахов, остальные-компот из городов и весей Союза «нерушимого». Кругом восторженные лица мальчишек и девчонок, атмосфера интернациональной дружбы и всеобщей любви, патриотизма, благодарности Родине за счастливое детство. Божественная красота природы черноморских субтропиков.
Но тут к нам в дружину «Лазурную» привозят группу армянских подростков из Еревана. И вот эта небольшая, но жестко сплоченная группка ереванцев, детей партсовноменклатуры с первого дня пребывания продемонстрировали нашему обществу какое-то инопланетное высокомерие и презрение ко всему окружающему неармянскому миру, всему, что нам, юным пионерам, было еще тогда дорого. Они злостно нарушали дисциплину, выказывали неуважительное отношение к пионерскому галстуку, который повязывали как тряпку и то по принуждению. Они вслух пренебрежительно отзывались о Черном море вообще: «Фи! Вот у нас есть озеро Севан, которое несравненно лучше!» Некорректно громко и демонстративно разговаривали между собой на армянском языке. Но больше всего нас шокировала их аморальность, беспредельная распущенность, цинизм в поведении, когда они во время «тихого часа» на наших глазах «озоровали», публично занимаясь онанизмом. Одному из них, самому лихому переростку так надоела вся эта идеологизированная бодяга Артека, что он вскорости сбежал в Ереван. В общем у нас создалось впечатление, что эти элитные армянские детки были просто принуждены родителями отбывать срок во всесоюзной детской здравнице, о которой миллионы детей с их родителями в СССР могли только мечтать.
Так что с преимуществами детского воспитания армян знаком не понаслышке!
Возможно, таким образом они, армяне, культивировали в подрастающем поколении высокомерно-господское отношение к окружающему их миру потенциальных врагов, воспитывая неприязнь к другим народам. Это очень уж напоминает теорию расового, национального превосходства, основанную на отрицании ценностей неармянских культур.
Что касается моих антиармянских чувств, то продолжая разговор, хочу отметить, что как казахский и бывший советский интеллигент, ценил в том числе и армянскую культуру: знаком с творчеством великих живописцев Айвазовского и Сарьяна, высоко ценю артистический талант Армена Джигарханяна, восторгаюсь незабвенным Фрунзиком Мкртчяном, режиссером Тиграном Кеосаяном, музыкой Арама Хачатуряна, Шарля Азнавура, читал Уильяма Сарояна. Вот только Роксану Бабаян не полюбил. В Ереване не был, но знаю, что среди его достопримечательностей есть Матенадеран – хранилище-фонд древнейших памятников письменной культуры армян.
Вот такие непростые чувства и мысли пробудил рассказ собкора вашей газеты Полины Легиной, наполненный потрясающей любовью к Армении и к ее «хриплым горам…», которые кто-то все зовет к оружию…
Напоследок обращаюсь к автору провокационной, заказной, что-ли статьи, госпоже Легиной: если там, в Армении, далеко за горами, которые выше и краше наших, находится все самое лучшее в мире, что удерживает тебя среди нас, которых ты не уважаешь и не любишь?
Кайрат Есжанов, специально для TuranToday.com
В своем в высшей степени восторженном рассказе об Армении,«древней стране ее грез», собкор вашего почтенного и глубокоуважаемого многими издания Полина Легина в чувствах допустила опрометчивое высказывание, что, несмотря на то, что «Армения в четыре с лишним раза меньше Павлодарской области…, на этом стиснутом со всех сторон кусочке земли культурно-исторических сокровищ столько, сколько при всем желании не найдешь на бескрайних просторах Казахстана».
П.Легина, как я понимаю, человек далекий от исторической науки, который даже не читал произведений нашего О.Сулейменова о пятитысячелетних корнях древнейшей тюркской культуры, ни Мурада Аджи, ни даже Льва Николаевича Гумилева. Легина не интересовалась историей Казахстана..А ведь гипотеза о тюркских корнях происхождения протошумеров заявлялась еще дореволюционными русскими историками. Но она в пылу армянофильских чувств продемонстрировала презрение к нашей Родине, древней земле Казахстана, материальной и духовной культуре казахов. В основе ее восторженности, скорее всего, большая и светлая любовь к гражданину Армении и всему армянскому, это-то можно понять, но за что так походя, с каким-то злорадством пытаться принизить край, где ты живешь, показав свою профанацию и нелюбовь к Казахстану?
Это ли не воинствующее невежество, как например: «Первое в мире государство, принявшее христианство еще в 301 году?» П.Левина сгоряча забыла и о Восточно-римской империи-Византии, где возникло раннее христианство.
Совершив предновогодний вояж в «страну своих грез» Армению, Легина описывает читателю свою любовь и беспредельную тоску по этой волшебной стране и ее необыкновенно удивительным людям, у которых и «отношение к детям совершенно отличается от того, к которому привыкли мы.» (то есть несравненно лучше), совершенно не интересуясь, какие чувства можем испытать ее соотечественники и мы, казахи, мусульмане и тюрки по происхождению. Все в курсе, что в глазах мировой общественности Армения является агрессором, оккупировавшим Нагорный Карабах и семь административных районов суверенной Республики Азербайджан, которую населяют, да будет ей, Легиной известно, такие же как и казахи тюрки по происхождению и мусульмане по вероисповеданию азербайджанцы. И вполне понятно для человека разумного, что естественно будет ожидать наше сочувствие и приязнь не к армянам, как у Легиной, а к братскому азербайджанскому народу. В рамках политической истории конца 20 века и начала века 21 взаимоотношения между исламскими и христианскими странами и народами на Ближнем Востоке, Балканах и Закавказье являются фактором , определяющим всю систему международных отношений Восток-Запад и стратегический баланс сил между супердержавами в этих «взрывоопасных» точках. А на простом бытовом уровне это может выглядеть даже забавно: один мой старый приятель Бахыт Турсынбеков, узнав, что другой наш приятель Бахыт Тенгебаев работает на инвестора из Югославии, серба по происхождению, дал ему резкую отповедь : так ведь эти кафиры сербы бьют наших братьев мусульман боснийцев, а ты с ним якшаешься?! Убить тебя надо! А если сделать экскурс в историю СССР, то известно, что немногочисленная, но сплоченная армянская диаспора Средней Азии приняла сторону большевиков в октябре 1917 года и отличилась в установлении советской власти. В результате они заработали милость и особое расположение коммунистической Москвы и получили преимущества в сфере государственного управления.
Воспевая самобытную культуру и кроткий нрав гостеприимного армянского народа, Левина, описав эту «многострадальную страну, зажатую среди холодных камней и тесных недружественных границ», сама не ведая того, проводит невольную аналогию с другой «многострадальной» страной, так же «выживающей» в кольце враждебных мусульманских народов – государством-агрессором Израиль.
И напоследок, касательно уникальной духовной основы армянского народа и преимуществ «национальной педагогики армян», воспетой автором. Помню Артек своего детства, куда я случайно попал по «горящей путевке». Нас в отряде двое казахов, остальные-компот из городов и весей Союза «нерушимого». Кругом восторженные лица мальчишек и девчонок, атмосфера интернациональной дружбы и всеобщей любви, патриотизма, благодарности Родине за счастливое детство. Божественная красота природы черноморских субтропиков.
Но тут к нам в дружину «Лазурную» привозят группу армянских подростков из Еревана. И вот эта небольшая, но жестко сплоченная группка ереванцев, детей партсовноменклатуры с первого дня пребывания продемонстрировали нашему обществу какое-то инопланетное высокомерие и презрение ко всему окружающему неармянскому миру, всему, что нам, юным пионерам, было еще тогда дорого. Они злостно нарушали дисциплину, выказывали неуважительное отношение к пионерскому галстуку, который повязывали как тряпку и то по принуждению. Они вслух пренебрежительно отзывались о Черном море вообще: «Фи! Вот у нас есть озеро Севан, которое несравненно лучше!» Некорректно громко и демонстративно разговаривали между собой на армянском языке. Но больше всего нас шокировала их аморальность, беспредельная распущенность, цинизм в поведении, когда они во время «тихого часа» на наших глазах «озоровали», публично занимаясь онанизмом. Одному из них, самому лихому переростку так надоела вся эта идеологизированная бодяга Артека, что он вскорости сбежал в Ереван. В общем у нас создалось впечатление, что эти элитные армянские детки были просто принуждены родителями отбывать срок во всесоюзной детской здравнице, о которой миллионы детей с их родителями в СССР могли только мечтать.
Так что с преимуществами детского воспитания армян знаком не понаслышке!
Возможно, таким образом они, армяне, культивировали в подрастающем поколении высокомерно-господское отношение к окружающему их миру потенциальных врагов, воспитывая неприязнь к другим народам. Это очень уж напоминает теорию расового, национального превосходства, основанную на отрицании ценностей неармянских культур.
Что касается моих антиармянских чувств, то продолжая разговор, хочу отметить, что как казахский и бывший советский интеллигент, ценил в том числе и армянскую культуру: знаком с творчеством великих живописцев Айвазовского и Сарьяна, высоко ценю артистический талант Армена Джигарханяна, восторгаюсь незабвенным Фрунзиком Мкртчяном, режиссером Тиграном Кеосаяном, музыкой Арама Хачатуряна, Шарля Азнавура, читал Уильяма Сарояна. Вот только Роксану Бабаян не полюбил. В Ереване не был, но знаю, что среди его достопримечательностей есть Матенадеран – хранилище-фонд древнейших памятников письменной культуры армян.
Вот такие непростые чувства и мысли пробудил рассказ собкора вашей газеты Полины Легиной, наполненный потрясающей любовью к Армении и к ее «хриплым горам…», которые кто-то все зовет к оружию…
Напоследок обращаюсь к автору провокационной, заказной, что-ли статьи, госпоже Легиной: если там, в Армении, далеко за горами, которые выше и краше наших, находится все самое лучшее в мире, что удерживает тебя среди нас, которых ты не уважаешь и не любишь?
Кайрат Есжанов, специально для TuranToday.com