Истребление кыргызов
20 мая 2012 г.
• 07:30
8 апреля 2008 года Кыргызское Правительство на основании постановления №340-4 приняло решение в каждую первую пятницу августа ежегодно проводить «День памяти жертв великого национального восстания кыргызского народа 1916 года».
Горсть родимой земли
Взял в узелок перед бегством,
В минуты печали о ней
Я чай заправляю щепоткой
Из горсти родимой земли.
Народный поэт Абдрасул Токтомушев
Если опираться на основную историческую информацию, то Уркун - Исход («Уркун» - массовое беспорядочное бегство, или Исход) 1916 года был самым крупным восстанием в Средней Азии против русского самодержавия. Хотя на языке тогдашних русских историков эта освободительная борьба называлась Исходом, или Бегством, мы не ошибемся, если реальную политическую и социальную ситуацию на тот момент назовем «Истреблением».
Одной из самых главных причин геноцида, истребления и зверских преступлений было массовое переселение русских крестьян и их оседание здесь, сопровождавшиеся усилением насилия против кыргызов.
Во-вторых, к зарождению волнений среди коренного народа в конце 19-го, в начале 20-го века привели высокомерие и крайняя несправедливость царской России, проведение жестокой военно-административной и налоговой политики, насильственное отобрание у местного населения земель и вод, скота и имущества.
Национальная освободительная борьба началась 4-го июля 1916 года в Ходженте и захватила Туркестанский регион. Главным очагом восстания стал аймак Жети-Суу на севере Кыргызстана. Известно, что в Чуйском, Иссык-Кульском, Нарынском, Таласском регионах население боролось против русских военных и колонизаторов с особенной храбростью и стойкостью ради завтрашнего мира и независимости.
Конечно, неравные силы между армией русского самодержавия и местного населения привели к тому, что пострадал кыргызский народ. Особые карательные отряды для подавления народных волнений действовали зверски и беспощадно.
Оставшийся после истребления кыргызский народ был вынужден бежать в Китай через снежные, ледяные перевалы Ак-Огуз, Бедел, Барскоон, Соок, Жаак, Жуку, Узонгу-Кууш, Сары-Жаз, Энилчек, Торугарт, Иркештам и другие.
«Дорожные муки, смертельные муки». Сколько хороших кыргызских джигитов, молодых девушек, женщин, детей, стариков были вынуждены лишиться своей Родины, претерпели голод и холод, невиданные мучения.
Потом Касымаалы Баялинов пытался издать книгу о судьбе тех тысяч кыргызов в романе «Ажар», Мукай Элебаев - в книге «Долгий путь». Но кто бы понял чудовищные муки родителей, из-за нищеты вынужденных продавать своих родных детей-кровинушек населению Какшаала и Кашгара?!
Вернемся к историческим документам. В 1916 году военный министр царской России отправил сюда 42 пушки, 69 пулеметов, 15 батальонов, 33 сотников с армией казаков (конная армия русских), 2 русских казацких полка и батарею, снабженную пушкой и оружием.
Из других разных областей России были присланы 35 рот, 24 сотников русских казаков с сотнями, 240 конных разведчиков, 16 пушек, 47 пулеметов.
Итак, с августа до сентября 1916 года в кыргызские регионы прибыли десятки карательных отрядов и подвергли народ беспощадной резне.
Если сейчас посмотреть на попавшие к нам в руки факты, то волосы на голове встают дыбом, кровь стынет в жилах. Однако правда есть правда. Мы приводим некоторые отрывки (из документов), чтобы следующие поколения точно знали свою историю.
На кыргызскую землю прибыл генерал с военной стратегической экспедицией. Он увидел, что кыргыз-старик пытался и не мог сесть на привязанную лошадь, и застрелил его. Голову старика он положил в торбу и затем выставил его, как экспонат в Санкт-Петербургский этнографический музей как «голову дикого кыргыза». Об этом зверском факте в годы независимости писала газета «Казак адабияты» (не кыргызская). Известно, что тот экспонат убрали только после установления советской власти.
При ознакомлении с отчетом русских карательных отрядов солдат Царю всплывают нижеследующие факты:
В рапорте от 28-го августа 1916 года военного командира М.А. по Жети-Суйской области, начальника еще одного карательного отряда говорится нижеследующее (далее цитата на русском языке без изменений):
«Ущелье на протяжении 8 -10 верст по р. Тюпе было очищено от Киргизов, имущество вместе с юртами (200- 300 штук) сожжены нами, а скот весь у них захвачен и угнан нами к городу Пржевальску и в село Теплоключенском и сданы. Киргизов убито и ранено 70- 80. Взято живыми 13 человек, которые сданы в Пржевальскому в тюрьму. Скота захвачены; лошадей – 172, рогатого – 1645 и овец 10 221 а всего 12 038 голов».
Эта информация отражает отчет только одного карательного отряда. Это было временем разгара действий таких отрядов на севере кыргызских регионов во всех айылах по истреблению кыргызов, геноциду и захвату земель.
Из рапорта военного губернатора Семиреченской области Алексеева Николаю Второму: (ниже цитата на русском языке):
«Нападению подверглись 94 селения, в котором сожжено и разрушено 5 373 двора. В селениях на полях и на дорогах было убито 1 905 обоего пола (мужчин и женщин), ранено 684, взято в плен и без вести пропало 1 105 человек».
Конечно, рано или поздно тайное становится явным. Десятки таких фактов выходят на свет, находят свое место в истории. Но мы хотим сказать, что великое народное освободительное движение 1916 года кыргызского народа неожиданно закончилось геноцидом кыргызского народа. Если бы не мудрость героев, уведших народ в бегство в Китайскую империю, кто его знает, не расстреляли ли бы русские каратели всех, до последнего, кыргызов?!
По современным подсчетам в проводимых ныне исследованиях, в целом кыргызский народ в восстании сократился на 119 215 человек (сто девятнадцать тысяч двести пятнадцать), или же на 41,4%. Это, безусловно, огромная потеря.
Эти и другие материалы по Великому Исходу в данный момент полностью находятся на выставке в Государственном историческом музее. Интересующиеся новыми подробностями истории могут сами ознакомиться с ними в музее.
Источник: gezitter.org
Горсть родимой земли
Взял в узелок перед бегством,
В минуты печали о ней
Я чай заправляю щепоткой
Из горсти родимой земли.
Народный поэт Абдрасул Токтомушев
Если опираться на основную историческую информацию, то Уркун - Исход («Уркун» - массовое беспорядочное бегство, или Исход) 1916 года был самым крупным восстанием в Средней Азии против русского самодержавия. Хотя на языке тогдашних русских историков эта освободительная борьба называлась Исходом, или Бегством, мы не ошибемся, если реальную политическую и социальную ситуацию на тот момент назовем «Истреблением».
Одной из самых главных причин геноцида, истребления и зверских преступлений было массовое переселение русских крестьян и их оседание здесь, сопровождавшиеся усилением насилия против кыргызов.
Во-вторых, к зарождению волнений среди коренного народа в конце 19-го, в начале 20-го века привели высокомерие и крайняя несправедливость царской России, проведение жестокой военно-административной и налоговой политики, насильственное отобрание у местного населения земель и вод, скота и имущества.
Национальная освободительная борьба началась 4-го июля 1916 года в Ходженте и захватила Туркестанский регион. Главным очагом восстания стал аймак Жети-Суу на севере Кыргызстана. Известно, что в Чуйском, Иссык-Кульском, Нарынском, Таласском регионах население боролось против русских военных и колонизаторов с особенной храбростью и стойкостью ради завтрашнего мира и независимости.
Конечно, неравные силы между армией русского самодержавия и местного населения привели к тому, что пострадал кыргызский народ. Особые карательные отряды для подавления народных волнений действовали зверски и беспощадно.
Оставшийся после истребления кыргызский народ был вынужден бежать в Китай через снежные, ледяные перевалы Ак-Огуз, Бедел, Барскоон, Соок, Жаак, Жуку, Узонгу-Кууш, Сары-Жаз, Энилчек, Торугарт, Иркештам и другие.
«Дорожные муки, смертельные муки». Сколько хороших кыргызских джигитов, молодых девушек, женщин, детей, стариков были вынуждены лишиться своей Родины, претерпели голод и холод, невиданные мучения.
Потом Касымаалы Баялинов пытался издать книгу о судьбе тех тысяч кыргызов в романе «Ажар», Мукай Элебаев - в книге «Долгий путь». Но кто бы понял чудовищные муки родителей, из-за нищеты вынужденных продавать своих родных детей-кровинушек населению Какшаала и Кашгара?!
Вернемся к историческим документам. В 1916 году военный министр царской России отправил сюда 42 пушки, 69 пулеметов, 15 батальонов, 33 сотников с армией казаков (конная армия русских), 2 русских казацких полка и батарею, снабженную пушкой и оружием.
Из других разных областей России были присланы 35 рот, 24 сотников русских казаков с сотнями, 240 конных разведчиков, 16 пушек, 47 пулеметов.
Итак, с августа до сентября 1916 года в кыргызские регионы прибыли десятки карательных отрядов и подвергли народ беспощадной резне.
Если сейчас посмотреть на попавшие к нам в руки факты, то волосы на голове встают дыбом, кровь стынет в жилах. Однако правда есть правда. Мы приводим некоторые отрывки (из документов), чтобы следующие поколения точно знали свою историю.
На кыргызскую землю прибыл генерал с военной стратегической экспедицией. Он увидел, что кыргыз-старик пытался и не мог сесть на привязанную лошадь, и застрелил его. Голову старика он положил в торбу и затем выставил его, как экспонат в Санкт-Петербургский этнографический музей как «голову дикого кыргыза». Об этом зверском факте в годы независимости писала газета «Казак адабияты» (не кыргызская). Известно, что тот экспонат убрали только после установления советской власти.
При ознакомлении с отчетом русских карательных отрядов солдат Царю всплывают нижеследующие факты:
В рапорте от 28-го августа 1916 года военного командира М.А. по Жети-Суйской области, начальника еще одного карательного отряда говорится нижеследующее (далее цитата на русском языке без изменений):
«Ущелье на протяжении 8 -10 верст по р. Тюпе было очищено от Киргизов, имущество вместе с юртами (200- 300 штук) сожжены нами, а скот весь у них захвачен и угнан нами к городу Пржевальску и в село Теплоключенском и сданы. Киргизов убито и ранено 70- 80. Взято живыми 13 человек, которые сданы в Пржевальскому в тюрьму. Скота захвачены; лошадей – 172, рогатого – 1645 и овец 10 221 а всего 12 038 голов».
Эта информация отражает отчет только одного карательного отряда. Это было временем разгара действий таких отрядов на севере кыргызских регионов во всех айылах по истреблению кыргызов, геноциду и захвату земель.
Из рапорта военного губернатора Семиреченской области Алексеева Николаю Второму: (ниже цитата на русском языке):
«Нападению подверглись 94 селения, в котором сожжено и разрушено 5 373 двора. В селениях на полях и на дорогах было убито 1 905 обоего пола (мужчин и женщин), ранено 684, взято в плен и без вести пропало 1 105 человек».
Конечно, рано или поздно тайное становится явным. Десятки таких фактов выходят на свет, находят свое место в истории. Но мы хотим сказать, что великое народное освободительное движение 1916 года кыргызского народа неожиданно закончилось геноцидом кыргызского народа. Если бы не мудрость героев, уведших народ в бегство в Китайскую империю, кто его знает, не расстреляли ли бы русские каратели всех, до последнего, кыргызов?!
По современным подсчетам в проводимых ныне исследованиях, в целом кыргызский народ в восстании сократился на 119 215 человек (сто девятнадцать тысяч двести пятнадцать), или же на 41,4%. Это, безусловно, огромная потеря.
Эти и другие материалы по Великому Исходу в данный момент полностью находятся на выставке в Государственном историческом музее. Интересующиеся новыми подробностями истории могут сами ознакомиться с ними в музее.
Источник: gezitter.org