Шестьсот лет вместе: в Сейме Литвы открылась выставка о литовских татарах
20 мая 2012 г.
• 11:30
Фотовыставка под названием "Литовские татары: 600 лет истории" открылась 16 мая в сейме Литвы. Она рассказывает посетителям о богатейшей истории литовских татар, знакомит с культурой, религией и бытом этого народа. Экспозицию составляют как старинные фотографии татарских деятелей, исторические места, связанные с татарами, так и фотографии сегодняшних дней.
Все представленные фотографии о татарах современности выполнены Йонасом Паршелюнасом. Литовец по национальности и физик по образованию, он, тем не менее, несколько лет назад заинтересовался жизнью татар и запечатлел их на фотопленке: "Первые фотографии литовских татар я сделал в 2008 году. Но это было случайное и кратковременное знакомство", - говорит Паршелюнас.
Уже четыре года Йонас фиксирует на фотопленку жизнь татарской общины Литвы.
"Мне кажется, что поселение татар в Литве более, чем 600 лет назад, является уникальным случаем в жизни человечества в том плане, что люди мусульманской веры и совсем другой культуры поселились в христианской Литве и за все эти столетия до сегодняшних дней никогда между нами не было никаких ни национальных, ни религиозных недоразумений или конфликтов", - отметил он.
По словам Паршелюнаса, татары являются открытым и откровенным народом.
Все фотографии выставки автор поделил на четыре группы.
Первая группа отражает сакральное наследие – мечети снаружи и изнутри, могилы и старинное кладбище. На второй группе фотографий изображено открытие в 2010 году памятника Витовту – великому князю Литвы, который и пригласил более 600 лет назад татар на постоянное жительство в Литву.
Третья группа фотографий раскрывает культурную и научную жизнь литовских татар, а также различные праздники, в том числе и религиозные. И четвертая группа фотографий знакомит посетителей фотовыставки с жизнью музея "Литовские татары", который находится в деревне Субатронис Варенского района страны.
"Я не собирал эти фотографии специально, я просто фотографировал", - говорит Паршелюнас.
Посетители фотовыставки смогут отведать щимталапис – традиционный пирог литовских татар с маковой начинкой, именуемый в некоторых источниках "перекочевником".
Стоит отметить, что это первое мероприятие, связанное с татарами в сейме. Организаторами выставки является член сейма Вилия Алекнайте-Абрамикене при содействии общины Литовских татар под руководством Адаса Якубаускаса.
Для справки: Литовских татар в наши дни насчитывается до четырех тысяч человек. Это уникальная этническая группа татар, которая впервые поселилась в Великом княжестве Литовском еще 600 лет назад. Синонимичен с термином "литовские татары" термин "польские татары" или вариант – "польско-литовские татары".
Литовские татары, проживающие в современной Беларуси, именуются, соответственно, "белорусскими татарами". Однако, они также родственны по происхождению с литовскими (польско-литовскими) татарами, поскольку во времена возникновения и расцвета Великого княжества Литовского территория Республики Беларусь являлась составной частью средневековой Литвы.
"История Великого княжества Литовского в свое время представляет нам необыкновенное событие. Когда вся Европа вооружалась мечом против мусульман, благоразумная политика государей литовских с любовью и гостеприимством приглашала в свои владения татар", – писал еще в 1857 году профессор тюркской словесности А.Мухлинский в своем труде "Исследование о происхождении и состоянии литовских татар" (СПб).
В XVIII веке в войске Речи Посполитой насчитывалось несколько татарских полков. В Российской империи в 1797 году был создан Литовско-татарский конный полк. В 1812 году в гвардии Наполеона был сформирован эскадрон литовских татар.
Переселившись на территорию Великого княжества Литовского в XIV–XV веках, татары в течение двух столетий смешивались с местным населением в языковом отношении, переживая вместе с ним все исторические перемены, интегрируясь в их культуру, но при этом, сохраняя свою самобытность, а самое главное – религию (ислам), которая и позволяет говорить о литовских татарах как особом этноконфессиональном образовании.
В XVII веке на территории Великого княжества Литовского существовало 20 мусульманских храмов. К XX веку в результате войн, передела территории государства и миграций литовских татар появляются новые места проживания татар и новые мечети, а некоторые старые исчезают. В 1914 г. на былой территории княжества насчитывалось 25 мусульманских мечетей (без Волынских и Подольских земель, по которым данные отсутствуют), из них пять было уничтожено во время Первой мировой войны. В некоторых источниках количество мечетей доходит аж до семидесяти.
С 1994 года в Видзах действует мусульманская община. Возобновила свою деятельность и мусульманская община в Швенченисе, объединившая около 35 татарских семей. Для их нужд открыт молельный дом, имеются два мизара (в Швенченисе и в Милькунах).
Сегодня в Литовской Республике действует Союз общин литовских татар, выпускается ежемесячник "Литовские татары" (лит. Lietuvos totoriai). Сохранились и действуют четыре мечети: в Каунасе, Немежисе (лит. Nemėžis, 1909 года постройки), деревнях Сорок татар (лит. Keturiasdešimt Totorių; Вильнюсский район, 1815 года постройки) и Райжяй (лит. Raižiai; Алитусский район, 1889 года постройки), а также несколько молельных домов. При мечетях созданы и действуют воскресные школы, в которых татарские дети имеют возможность познакомиться не только с основами религии, но также с татарской историей, культурой и языком. В современной Литве татары компактно проживают в Вильнюсском и Алитусском районах, разрозненно – по всей республике.
Все представленные фотографии о татарах современности выполнены Йонасом Паршелюнасом. Литовец по национальности и физик по образованию, он, тем не менее, несколько лет назад заинтересовался жизнью татар и запечатлел их на фотопленке: "Первые фотографии литовских татар я сделал в 2008 году. Но это было случайное и кратковременное знакомство", - говорит Паршелюнас.
Уже четыре года Йонас фиксирует на фотопленку жизнь татарской общины Литвы.
"Мне кажется, что поселение татар в Литве более, чем 600 лет назад, является уникальным случаем в жизни человечества в том плане, что люди мусульманской веры и совсем другой культуры поселились в христианской Литве и за все эти столетия до сегодняшних дней никогда между нами не было никаких ни национальных, ни религиозных недоразумений или конфликтов", - отметил он.
По словам Паршелюнаса, татары являются открытым и откровенным народом.
Все фотографии выставки автор поделил на четыре группы.
Первая группа отражает сакральное наследие – мечети снаружи и изнутри, могилы и старинное кладбище. На второй группе фотографий изображено открытие в 2010 году памятника Витовту – великому князю Литвы, который и пригласил более 600 лет назад татар на постоянное жительство в Литву.
Третья группа фотографий раскрывает культурную и научную жизнь литовских татар, а также различные праздники, в том числе и религиозные. И четвертая группа фотографий знакомит посетителей фотовыставки с жизнью музея "Литовские татары", который находится в деревне Субатронис Варенского района страны.
"Я не собирал эти фотографии специально, я просто фотографировал", - говорит Паршелюнас.
Посетители фотовыставки смогут отведать щимталапис – традиционный пирог литовских татар с маковой начинкой, именуемый в некоторых источниках "перекочевником".
Стоит отметить, что это первое мероприятие, связанное с татарами в сейме. Организаторами выставки является член сейма Вилия Алекнайте-Абрамикене при содействии общины Литовских татар под руководством Адаса Якубаускаса.
Для справки: Литовских татар в наши дни насчитывается до четырех тысяч человек. Это уникальная этническая группа татар, которая впервые поселилась в Великом княжестве Литовском еще 600 лет назад. Синонимичен с термином "литовские татары" термин "польские татары" или вариант – "польско-литовские татары".
Литовские татары, проживающие в современной Беларуси, именуются, соответственно, "белорусскими татарами". Однако, они также родственны по происхождению с литовскими (польско-литовскими) татарами, поскольку во времена возникновения и расцвета Великого княжества Литовского территория Республики Беларусь являлась составной частью средневековой Литвы.
"История Великого княжества Литовского в свое время представляет нам необыкновенное событие. Когда вся Европа вооружалась мечом против мусульман, благоразумная политика государей литовских с любовью и гостеприимством приглашала в свои владения татар", – писал еще в 1857 году профессор тюркской словесности А.Мухлинский в своем труде "Исследование о происхождении и состоянии литовских татар" (СПб).
В XVIII веке в войске Речи Посполитой насчитывалось несколько татарских полков. В Российской империи в 1797 году был создан Литовско-татарский конный полк. В 1812 году в гвардии Наполеона был сформирован эскадрон литовских татар.
Переселившись на территорию Великого княжества Литовского в XIV–XV веках, татары в течение двух столетий смешивались с местным населением в языковом отношении, переживая вместе с ним все исторические перемены, интегрируясь в их культуру, но при этом, сохраняя свою самобытность, а самое главное – религию (ислам), которая и позволяет говорить о литовских татарах как особом этноконфессиональном образовании.
В XVII веке на территории Великого княжества Литовского существовало 20 мусульманских храмов. К XX веку в результате войн, передела территории государства и миграций литовских татар появляются новые места проживания татар и новые мечети, а некоторые старые исчезают. В 1914 г. на былой территории княжества насчитывалось 25 мусульманских мечетей (без Волынских и Подольских земель, по которым данные отсутствуют), из них пять было уничтожено во время Первой мировой войны. В некоторых источниках количество мечетей доходит аж до семидесяти.
С 1994 года в Видзах действует мусульманская община. Возобновила свою деятельность и мусульманская община в Швенченисе, объединившая около 35 татарских семей. Для их нужд открыт молельный дом, имеются два мизара (в Швенченисе и в Милькунах).
Сегодня в Литовской Республике действует Союз общин литовских татар, выпускается ежемесячник "Литовские татары" (лит. Lietuvos totoriai). Сохранились и действуют четыре мечети: в Каунасе, Немежисе (лит. Nemėžis, 1909 года постройки), деревнях Сорок татар (лит. Keturiasdešimt Totorių; Вильнюсский район, 1815 года постройки) и Райжяй (лит. Raižiai; Алитусский район, 1889 года постройки), а также несколько молельных домов. При мечетях созданы и действуют воскресные школы, в которых татарские дети имеют возможность познакомиться не только с основами религии, но также с татарской историей, культурой и языком. В современной Литве татары компактно проживают в Вильнюсском и Алитусском районах, разрозненно – по всей республике.