Термин 'русскоязычные' ненаучен и тенденциозен - эксперт
27 августа 2012 г.
• 11:44
С известным в профессиональных кругах журналистом Аскаром Умаровым, который ныне является координатором частной инициативы «Тюркская миссия информационной интеграции», мы планировали поговорить об идеологии тюркского единства, благо он является давним и последовательным сторонником интеграции тюркского мира. Однако разговор неожиданно повернул на иные рельсы…
Избавиться от зависимости «чужого слова»
- Аскар, что собой представляет ваш проект?
- Признаться честно, изначально у этой частной инициативы были глобальные задачи: информационная интеграция тюркских государств, автономий и народов. Но это задача межгосударственного уровня. И сегодня во многом благодаря инициативам Нурсултана Назарбаева, тюркский мир объединяют различные интеграционные проекты: ТЮРКСОЙ, Совет глав тюркоязычных государств, Тюркская академия. Мы же на своем частном уровне сегодня просто развиваем партнерские связи, вовлекая как можно больше журналистов, блогеров из тюркских стран и территорий для того, чтобы иметь возможность информировать друг друга, познавать наш большой мир. Готовим совместные медийные проекты, сейчас стоит вопрос о взаимной практике. Ведь мы, благодаря развалу СССР, наконец-то стали узнавать, что существует огромная тюркская семья, оказавшая глобальное влияние на исторические и геополитические процессы материка Евразии. От Балкан до Тихого океана проживают народы, имеющие одинаковую языковую структуру, общую историю, культурные традиции. Но следуя принципу «разделяй и властвуй» наше кровное и языковое родство долгие годы намерено замалчивалось.По истории мы и вовсе ничего подобного не проходили.
И вот сейчас в мире существует семь независимых тюркских государств (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Турция, Северный Кипр и Узбекистан), а информационное взаимодействие очень слабое, мы все еще очень мало знаем друг о друге, что происходит в братской стране.
В Казахстане, к примеру, уже традиционно доминируют российские СМИ, а сами мы практически являемся зависимой частью информационного пространства северного соседа.
- Но разве не благодаря в основном российским СМИ мы получаем информацию о внешнем мире, о тех же братских народах?
- Да, но мы получаем ее сквозь призму идеологии другого государства.
Казахстан независимое государство, и это неправильно, когда мы благодаря однобокой информации автоматически занимаем позицию России, даже если там и не пахнет объективностью. В медиа-сфере, как и в экономике, всегда нужна диверсификация направлений.
Нужно обеспечивать население альтернативными источниками информации. Дать «зеленый свет» ведущим мировым СМИ, которые помогут казахстанцам самим давать оценку тем или иным событиям.
Вот турецкое телевидение «ТРТ Аваз»выпускает программы и новости на казахском языке. Такие инициативы надо приветствовать и включать во все доступные кабельные и цифровые пакеты.
Считается, что наши СМИ слабы и не могут конкурировать с российскими. Но ведь существует «аль-Джазира», вещающая из небольшого государства Катар. Информационный канал «ПиК» из Грузии. В конце концов, норвежский проект «Метро», прочно потеснивший во многих странах Европы местные издания. Я знаю замечательное азербайджанское информагентство «АПА», которое вещает на 6 языках и на которое ссылаются мировые СМИ. И казахской медиа-сфере такое по плечу.
Тем более, проводя массу разного рода международных мероприятий, мы уже созрели для создания собственного информационного ресурса, одновременно вещающего на английском, русском, испанском, турецком, арабском и китайском языках по принципу «Евроньюс». Это лучше, чем зависеть от того, под каким соусом расскажет о событии в Казахстане то или иное иностранное СМИ.
Ярлыки реваншизма
Могут назвать сокращение российских СМИ ущемлением прав русскоязычного населения…
- Здоровая конкуренция и законы рынка все рассудят сами. Интересно ли смотреть «агитки» о плохой Америке или об особенностях либерального пути Грузии? Агитация это хорошо, но в Грузии, избравшей иную модель, нет коррупции, и процветает родной язык. Скорее, права нарушаются тем, что «русскоязычное» население ограничено пределами только одного языка распространения информации, казахский им недоступен, и они не знают, чем живет государствообразующий этнос. Который, кстати, уже составляет большинство.
И потом мне лично не нравится термин «русскоязычные», словно все говорящие на русском это одна монолитная общность. Я тоже говорю по-русски, 90 процентов населения Казахстана владеют в той или иной мере этим языком – это все «русскоязычные»? Мы ведь все разные, а между тем этот термин использует некоторыми деструктивными силами для инсинуаций и манипуляций о «вопиющем нарушении прав» этой части населения. Категория эта ненаучна, тенденциозна и используется вполне конкретными силами для оказания давления на государства. Но ее используют как щит для прикрытия имперских интересов и всем кто против возобновления эпохи великодержавного шовинизма, приклеивают ярлыки «фашистов», «националистов», «врагов русского народа» и т.п.
- На вас, бывает, вешают такие же ярлыки…
- И тем самым поднимают мои рейтинги, хотя я вовсе не публичный человек. Когда мы видим, что на наших площадках откровенно идет пропаганда возрождения СССР, насаждается антиамериканизм, антикитаизм, антитюркизм, когда нам отказывают вправе жить вне чужой идеологии - это вызывает протест. И любое слово, сказанное нами в сердцах, работает против нас, потому что его можно вырвать из контекста, перевернуть, и уже на основании этого смешать человека с грязью. Как правило, на вешателей ярлыков прямо или косвенно влияют определенные силы соседней страны, где реваншизм, к сожалению, набирает обороты. И мы видим, что, к примеру, в отношении таких идеологов прогрессивного национализма и авторитетов общественного мнения, как, к примеру, Айдос Сарым, ведется целенаправленная и системная травля.
Нет других методов у этих агитпроповцев.Нас обвиняют в том, что мы ворошим прошлое, но при этом в то же прошлое нас хотят вернуть! Используют против нас методы и средства, которые родом из этого прошлого. Нас специально пытаются спровоцировать и втянуть в пустопорожние разборки. Не имея возможности достать, пытаются опустить до своего уровня.
Но при этом мало кто в СМИ разоблачает и осуждает выпады откровенных и скрытых шовинистов.Не одного меня раздражают заявления местных и зарубежных «экспертов», имеющих насажденное или отдаленное представление о Казахстане, которые позволяют себе называть нашу страну «зоной исторической ответственности России» или заявлять «Мы не можем позволить себе усиления в Казахстане влияния Китая или Америки». Но мы не хотим быть чьей-то зоной, или ареалом влияния.Мы молодое, но суверенное государство, которое хочет идти своим путем развития. А нам элементарно не дают провести деколонизацию сознания у себя, поскольку в бывшей метрополии все еще пытается вести здесь себя на правах хозяина не взирая на чужой Шанырак. И в Казахстане этому явлению зреет сопротивление. К счастью, в России еще много здравых и конструктивных сил, которые понимают, что подобное поведение может обернуться плачевно как с тем медведем, севшим на муравейник.Но,увы, не они сейчас формируют общественный климат. И это удручает, поскольку политика реваншистов беспринципно использует русские диаспоры как инструмент манипуляций.
Русский ближе, чем казах
- А какая роль здесь отводится русским казахстанцам?
- Мне лично было бы приятнее называть казахскими русскими или казахами русского происхождения. Поскольку этнический русский, знающий государственный язык и интегрированный в казахское общество для меня намного ближе, чем казах, который является таковым только по паспорту. Такими гражданами нужно гордиться. А получается так, что мы допускаем зарубежное влияние, культивируя чужие ценности.
Например,почему бы не культивировать в наших русских школах образ русских солдат из освободительной армии последнего казахского хана Кенесары, которые погибли, сражаясь против царской армии! А известные с рассказов Маркова «чала-казаки», бывшие крепостные, принявшие казахский быт и сопротивлявшиеся Российской империи? Почему бы не приветствовать деятельность Максима Рожина, который на казахском языке выдает такие блоги любви к Казахстану, что не каждый носитель может это повторить.
К сожалению, я не могу назвать здесь имя простого русского парня, заместителя акима одного из наших городов, который в течение долгого времени боролся за открытие казахских школ, несмотря на протесты отдельных провокаторов. И ведь открыл школы! И есть много таких примеров, которые СМИ и вообще русскоязычное информационное поле обходят вниманием. А чем эти граждане не казахские националисты? Казахский национализм по своей природе не опасен и позитивен. Ибо в нашем понимании это государственничество, подлинный патриотизм. Поскольку это в первую очередь забота о языке и культуры, откуда проистекает требование о сильном государстве без коррупции и воровства. Ведь эти факторы мешают развитию этноса, нации. Там, где присутствует здоровый казахский национализм, не будет места деструктивным идеологиям, к примеру, религиозному экстремизму.
Пару слов о национализме
- То есть вы хотите сказать, что казахский национализм это не просто языковые и культурные вопросы?
- Конечно, нет! Казахский национализм не может быть узкоэтническим! Национализм - это любовь к своей нации, забота о ней, стремление к ее политической независимости. Это в большей степени либерал-национализм, позволяющий интегрировать в казахское общество всех, кому не безразлична судьба страны и кто поддерживает право казахов на строительство собственного государства с соблюдением прав каждого гражданина вне зависимости от его этнического происхождения. Правда,шовинизм не терпит таких действий. У них ведь тогда отберут «хлеб». Одного из основателей турецкого националистического движения объявили «врагом народа» и дашнаки и местные радикалы. Только за то, что он стремился системно интегрировать армян в турецкую нацию. Ведь там где диаспора интегрируется в основной этнос, без оглядки на историческую родину, влияние внешних источников шовинизма и их местных приспешников сводится до минимума. А значит, взамен великих потрясений мы получим процветающее государство.Корни государства – его единая нация. Именно поэтому всякое развитие должно опираться на эти национальные корни. Всякий прогресс – это новое, зарождающееся на неизменных исторических корнях нации.
Беседовал Марат Айтиев (еженедельник "Свобода слова")
Источник: Dialog.Kz