Вступление Турции в ТС: тюркским республикам РФ станет легче дружить с Турцией

3 ноября 2013 г. • 17:13
Интеграция Турции в Таможенный союз (ТС) является весьма целесообразной, прежде всего, для тюркских республик, входящих ныне в состав Российской Федерации. На наш взгляд, именно интеграция этой независимой тюркской республики в ТС позволит наладить между нею и тюрками России более тесные связи.

Плюсы для тюрок РФ


Республике Саха (Якутия) и другим тюркам РФ будет легче дружить с Турцией. Оживет и появится новая промышленность на Дальнем Востоке, куда ныне Турция пока инвестирует не очень активно.

Здесь будет развиваться совместный бизнес, в том числе в области нефти, газа, добычи драгоценных камней и металлов. А совместные проекты, как известно, сближают, что и нужно сейчас тюркским странам и регионам. Кроме того, вырастет товарооборот между Турцией и другими (в том числе тюркскими) субъектами РФ, увеличится приток инвестиций в ту и другую сторону.

"Турецкий шанс" для независимых тюркских государств


В союзе сильно возрастет роль независимых тюркских государств. Так, Казахстан и готовящийся вступить в ТС Кыргызстан лишь укрепят здесь свои суверенные позиции, если в союз вступит братская Турция.

Сейчас даже независимому Казахстану (не говоря уже о тех же нацреспубликах РФ) не хватает голоса в ТС. С приходом Турции ситуация, на наш взгляд, кардинально изменится.

Небольшие препятствия


Здесь одной из проблем станут большие расстояния, отделяющие Турцию от той же Республики Саха (Якутия) и прочих тюрок Сибири. Также не исключены всевозможные бюрократические препоны, которые отталкивают партнеров от сотрудничества.

Опасен ли союз с Россией для Турции?


Прежде всего, речь идет о суверенитете. Нередко мы слышим заявления о том, что интеграция с Россией может лишить, к примеру, постсоветские страны суверенитета, завоеванного ими совсем еще недавно.

Однако в вопросе присоединения Турции к ТС, думается, подобные опасения безосновательны. Турция - состоявшееся государство и она не позволит лишить себя даже малой части своего суверенитета.

Плюс ко всему, все эти вопросы несомненно найдут свое отражение в договоре - турецкая сторона будет точно знать, на что идет. Да и по сути ТС - все же не империя, а союз, за всеми странами остается государственность, и лишь некоторая часть полномочий передается наднациональным союзным органам.

Почему молчит Путин?


Почему Путин промолчал в Минске, когда главы государств-членов ТС говорили о возможности вступления в ТС Турции?

С одной стороны, молчание - знак согласия. Ведь Путин молчал не только в Минске: он также хранит молчание, когда его пресс-секретарь Песков говорит, что "Россия будет рада, если Турция захочет присоединиться к Таможенному союзу". Собственно, устами Пескова обычно и говорит сам Путин.

Так что, вполне может быть, что глава РФ и сам не против видеть Турцию в Таможенном союзе. Хотя, всякое может быть...

Семен Александров, специально для TuranToday.com