Как Якутия входила в состав Московии
В такую же крещенскую стужу, которой сегодня окутан город Якутск, но, ровно 380 лет назад, в 1634 году якуты, теснимые со всех сторон казаками, удрученные сборами ясака решили свергнуть тяжелое иго. И, собравшись в значительном числе положили уничтожить Якутский острог.
Из различных источников находим и причины этого возмущения, вылившееся в вооруженное выступление. 21 сентября 1633 года отряд енисейского атамана Ивана Галкина прибыл на смену Парфену Ходыреву в Ленский острог, это первый острог, который был поставлен 27 сентября 1632 года Петром Бекетовым на правом берегу реки Лена напротив улуса князца Мымака. Известно, что Галкин, имея на руках воеводскую наказную о назначении его ленским приказным человеком, «насильством» отстранил Парфена Ходырева от власти, отнял у него всех людей.
Галкин в должности правителя ленской землицы стал действовать круто и жестко, вел непрерывные войны с местным населением. Уже в конце сентября 1633 г. предпринял наступление на земли баксинского князя Тусерги. Этот князец и его улусные люди неоднократно отказывались от внесения ясака. Кроме того, казаки вспомнили, что Тусерга вместе с кангаласцами в том же 1633 году убили двух служилых людей и трех промышленников. Баксинцы оказали довольно сильное сопротивление, но Галкину удалось "побить и порубить" часть из них. Были захвачены в плен многие баксинцы, в том числе женщины и дети. Тусерга вынужден был платить ясак.
"Непослушными" оказались князец Еюк и "бурухины" дети — мегинцы. Они также отказались вносить ясак. Но и эти улусы, почувствовав жесткую силу казаков, подчинились Галкину. Следующим стал князец Дуруй и Бодоевы улусные люди, которые тоже не платили ясак, да еще ограбили служилых людей, посланных к ним с царскими подарками. 10 ноября Галкин послал войско на Дуруя, который «сомногими людьми сели в острожке, и с служилыми людьми и с нами, сиротами твоими, дрались с утра до вечера. И Божею милостию и твоим государьским счастьем, на той драке князьця Дуруя и многих ево людей побили досмерти, и острожек у них, и жены, и их детей поимали».
Уцелевшие заплатили ясак. 18 декабря настала очередь некоего государева не послушаться улусного мужика Оргуя подданного князя Борухи, детей которого погромили раньше. Оргуй женил своего сына, Галкин, узнав об этом от местной агентуры, послал отряд поймать мятежника. Оргуя взяли без боя, его сына посадили аманатом в острожек, и Оргуй дал дань. Обложив, таким образом, всех окрестных якутов или беря в заложники, казаки добивались выкупа, то есть ясака.
Служилые люди во главе с Галкиным своими насилием, поборами и вымогательством спровоцировали вооруженное выступление улусных жителей. Якутские племена оказывают сопротивление и делают первые попытки объединиться против общего врага. В то время могущественным и влиятельным якутским родоначальником был намский князец Мымак. В 1634 г. вокруг него сосредоточиваются все остальные князцы и он становится во главе коалиции якутских родоначальников против русских. К нему съезжаются для совместной борьбы кангаласский род Тыникиных детей, мегинцы, амгинцы, дюпсюнцы и проч.
И вот якутский объединенный боевой отряд под предводительством князца Мымака, насчитывающий, по разным сведениям, от 600 до 1000 человек, двинулся на острог (По мнению доктора исторических наук А.А.Борисова, князец Мымак вообще не принимал участия в данном восстании, а просто территория его улуса находилась в непосредственной близости к острогу и в этом плане являлась удобным плацдармом для боевых действий).
Галкин, узнав о большом скоплении якутских племен, выступил из острога с довольно большой вооруженной ватагой в количестве 50 казаков, промышленников и торговых людей, навстречу восставшим. Отряд двинулся на конях через Лену на Намский улус, где столкнулся с вооруженным отрядом якутов, дал им сражение, которое имело весьма плачевный исход для казаков. Они потеряли всех своих лошадей, большая часть казаков была перебита, а сам Галкин получил четыре раны. По другим сведениям, было убито два казака и множество раненных, в том числе и тяжело.
Вот что писал Хабаров об этом сражении: «И генваря, государь, в 5 день атаман Иван Галкин с служилыми людьми и с нами, сиротами твоими, изволя все за тебя, государя, единодушно помереть, урядясь, на конях против тех твоих государевых изменников из Ленского острожку выехав на Лену реку в Мымаков улус… И атаман Иван Галкин и служивые люди, и мы, сироты твои, прося у Бога милости, с теми якольскими со многими людьми дрались до крови и до смерти. И на той, государь, драке якольские люди убили Тобольского города казака Степана Юдина да енисейского казака Ивана Черноуса. А атамана Ивана Галкина, и служилых людей, и нас, холопей твоих, на той драке переранили смертными ранами по пяти, по шти, по семи и по осьми на человека, коней всех, настреляв, побили».
Якуты преследовали казаков до самого острога. В результате: «И дрався, государь, шли отводом до острожку верст восемь и больше» - то есть, казаки вынуждены были отступить в острог. «И на той, государь, драке якольских людей человек сорок и больше, а иных многих ранили, и коней многих под ними побили».
Якуты окружили острог и держали в осаде с 8 января по конец февраля 1634 года, доведя гарнизон Якутска до последней крайности: «якольские многие князцы со всем своим собранием пришли приступать с многими щитами, с сенами из бересты под острожек на конях и пеши».
Осажденные поняли, что дело грозит смертью, и решились на отчаянную вылазку: «И служилые люди вышли из строжку на берег Лены реки, а иные, урядясь, сели в острожке по местам. И те, государь, якольские люди, сот их семь и больше, стояли под острожком, приступаючи к острожку многими приступы накрепко. И на тех, государь, приступех, побили у них многих лутчих людей, а иных переранили…».
Галкин пытается найти брешь среди якутского кольца и всеми силами пытается выйти из окружения, но терпит поражение. Якуты атаковали вышедших на вылазку русских в традиционной сибирской манере: богатыри и военачальники в доспехах шли впереди, закрывая своих соплеменников, а те из-за их спин пускали стрелы. Эта тактика, прекрасно работавшая против противника, вооруженного холодным оружием и луками, оказалась, гибельной против огнестрела, - засевшие в острожке «по местам» отстреляли «лутчих людей». Приступ был отбит, а казаки вновь укрылись в острожке.
Казаки, промышленники и все остальное население острога голодали, замерзали, многие болели цингой. Мымак в конце февраля попытался сжечь острог, но это ему не удалось, и он отступил. Поводом такого поступка была, видимо, внутренняя взаимная вражда и разногласие между якутскими князцами. Счастливая звезда опять засветилась над казаками, и это было, действительно, настоящим спасением от полного уничтожения гарнизона и всего населения острога вместе с самой крепостью.
Но уже 1 марта, то есть сразу после снятия осады, Галкин, продолжая политику «засмирения», послал отряд на улусного мужика Ижинея, который тоже не хотел платить ясак. Иженея погромили, и он приехал с данью сам. Чтобы спасти свои жизни и уйти от возмездия русских, князцы со своими людьми стали откочевывать от своих прежних мест. Главной задачей государевых людей было сбор ясака, а для этого нужно обязательно местное ясачное население. Понимая это, 9 марта 1634 года Галкин ездил уже уговаривать «якольских князцев Бурдуя и Семена Улта», собиравшихся бежать «на дальние и сторонние реки», боясь ответственности за участие в осаде острога. Ему удалось уговорить их остаться. Действия атамана и его сподвижников были жесткими, даже жестокими.
Зато борогонский князец Логуй, стараясь в своей борьбе против кангаласских князцов использовать служилых людей, вместе со своими улусными людьми подкочевал к Ленскому острожку, ближе к русским укреплениям. Когда люди Логуя были атакованы большим отрядом кангаласцев (примерно 400 человек), пленили 20 человек и угнали скот, то на помощь Логую, что очень интересно, пришел Иван Галкин. Его люди участвовали в погоне вместе с людьми Логуя и успешно отбили пленников и скот. Совместный отряд Галкина и Логуя осадил крепость кангалассцев. Но взять их укрепленные острожки, сделанные в две стены, было нелегко, и только на третий день служилые добились победы.
После того как их укрепления были разгромлены, кангаласские князцы обещали платить ясак и признали себя подданными Московского государства. Князцы дали аманатов и внесли ясак за себя и своих улусных людей.
После признания кангаласцев поражения многие якуты платили уже ясак как само собой разумеющееся, а многие якутские тойоны признавали власть русского царя. С тех пор ясачные казаки стали собирать дань на Амге, Вилюе, в низовьях Лены, на Алдане.
Так входила Якутия в состав Государства Российского...
По материалам А.Маныкина-Невструева в очерке «Якутские казаки» (Завоеватели Восточной Сибири, Москва, 1883). Источник: Якутия.Инфо
В чем причина возмущения?
Из различных источников находим и причины этого возмущения, вылившееся в вооруженное выступление. 21 сентября 1633 года отряд енисейского атамана Ивана Галкина прибыл на смену Парфену Ходыреву в Ленский острог, это первый острог, который был поставлен 27 сентября 1632 года Петром Бекетовым на правом берегу реки Лена напротив улуса князца Мымака. Известно, что Галкин, имея на руках воеводскую наказную о назначении его ленским приказным человеком, «насильством» отстранил Парфена Ходырева от власти, отнял у него всех людей.
Галкин в должности правителя ленской землицы стал действовать круто и жестко, вел непрерывные войны с местным населением. Уже в конце сентября 1633 г. предпринял наступление на земли баксинского князя Тусерги. Этот князец и его улусные люди неоднократно отказывались от внесения ясака. Кроме того, казаки вспомнили, что Тусерга вместе с кангаласцами в том же 1633 году убили двух служилых людей и трех промышленников. Баксинцы оказали довольно сильное сопротивление, но Галкину удалось "побить и порубить" часть из них. Были захвачены в плен многие баксинцы, в том числе женщины и дети. Тусерга вынужден был платить ясак.
"Непослушными" оказались князец Еюк и "бурухины" дети — мегинцы. Они также отказались вносить ясак. Но и эти улусы, почувствовав жесткую силу казаков, подчинились Галкину. Следующим стал князец Дуруй и Бодоевы улусные люди, которые тоже не платили ясак, да еще ограбили служилых людей, посланных к ним с царскими подарками. 10 ноября Галкин послал войско на Дуруя, который «сомногими людьми сели в острожке, и с служилыми людьми и с нами, сиротами твоими, дрались с утра до вечера. И Божею милостию и твоим государьским счастьем, на той драке князьця Дуруя и многих ево людей побили досмерти, и острожек у них, и жены, и их детей поимали».
Как казаки спровоцировали восстание
Уцелевшие заплатили ясак. 18 декабря настала очередь некоего государева не послушаться улусного мужика Оргуя подданного князя Борухи, детей которого погромили раньше. Оргуй женил своего сына, Галкин, узнав об этом от местной агентуры, послал отряд поймать мятежника. Оргуя взяли без боя, его сына посадили аманатом в острожек, и Оргуй дал дань. Обложив, таким образом, всех окрестных якутов или беря в заложники, казаки добивались выкупа, то есть ясака.
Служилые люди во главе с Галкиным своими насилием, поборами и вымогательством спровоцировали вооруженное выступление улусных жителей. Якутские племена оказывают сопротивление и делают первые попытки объединиться против общего врага. В то время могущественным и влиятельным якутским родоначальником был намский князец Мымак. В 1634 г. вокруг него сосредоточиваются все остальные князцы и он становится во главе коалиции якутских родоначальников против русских. К нему съезжаются для совместной борьбы кангаласский род Тыникиных детей, мегинцы, амгинцы, дюпсюнцы и проч.
И вот якутский объединенный боевой отряд под предводительством князца Мымака, насчитывающий, по разным сведениям, от 600 до 1000 человек, двинулся на острог (По мнению доктора исторических наук А.А.Борисова, князец Мымак вообще не принимал участия в данном восстании, а просто территория его улуса находилась в непосредственной близости к острогу и в этом плане являлась удобным плацдармом для боевых действий).
Галкин, узнав о большом скоплении якутских племен, выступил из острога с довольно большой вооруженной ватагой в количестве 50 казаков, промышленников и торговых людей, навстречу восставшим. Отряд двинулся на конях через Лену на Намский улус, где столкнулся с вооруженным отрядом якутов, дал им сражение, которое имело весьма плачевный исход для казаков. Они потеряли всех своих лошадей, большая часть казаков была перебита, а сам Галкин получил четыре раны. По другим сведениям, было убито два казака и множество раненных, в том числе и тяжело.
Вот что писал Хабаров об этом сражении: «И генваря, государь, в 5 день атаман Иван Галкин с служилыми людьми и с нами, сиротами твоими, изволя все за тебя, государя, единодушно помереть, урядясь, на конях против тех твоих государевых изменников из Ленского острожку выехав на Лену реку в Мымаков улус… И атаман Иван Галкин и служивые люди, и мы, сироты твои, прося у Бога милости, с теми якольскими со многими людьми дрались до крови и до смерти. И на той, государь, драке якольские люди убили Тобольского города казака Степана Юдина да енисейского казака Ивана Черноуса. А атамана Ивана Галкина, и служилых людей, и нас, холопей твоих, на той драке переранили смертными ранами по пяти, по шти, по семи и по осьми на человека, коней всех, настреляв, побили».
Осада
Якуты преследовали казаков до самого острога. В результате: «И дрався, государь, шли отводом до острожку верст восемь и больше» - то есть, казаки вынуждены были отступить в острог. «И на той, государь, драке якольских людей человек сорок и больше, а иных многих ранили, и коней многих под ними побили».
Якуты окружили острог и держали в осаде с 8 января по конец февраля 1634 года, доведя гарнизон Якутска до последней крайности: «якольские многие князцы со всем своим собранием пришли приступать с многими щитами, с сенами из бересты под острожек на конях и пеши».
Осажденные поняли, что дело грозит смертью, и решились на отчаянную вылазку: «И служилые люди вышли из строжку на берег Лены реки, а иные, урядясь, сели в острожке по местам. И те, государь, якольские люди, сот их семь и больше, стояли под острожком, приступаючи к острожку многими приступы накрепко. И на тех, государь, приступех, побили у них многих лутчих людей, а иных переранили…».
Галкин пытается найти брешь среди якутского кольца и всеми силами пытается выйти из окружения, но терпит поражение. Якуты атаковали вышедших на вылазку русских в традиционной сибирской манере: богатыри и военачальники в доспехах шли впереди, закрывая своих соплеменников, а те из-за их спин пускали стрелы. Эта тактика, прекрасно работавшая против противника, вооруженного холодным оружием и луками, оказалась, гибельной против огнестрела, - засевшие в острожке «по местам» отстреляли «лутчих людей». Приступ был отбит, а казаки вновь укрылись в острожке.
Политика «засмирения»
Казаки, промышленники и все остальное население острога голодали, замерзали, многие болели цингой. Мымак в конце февраля попытался сжечь острог, но это ему не удалось, и он отступил. Поводом такого поступка была, видимо, внутренняя взаимная вражда и разногласие между якутскими князцами. Счастливая звезда опять засветилась над казаками, и это было, действительно, настоящим спасением от полного уничтожения гарнизона и всего населения острога вместе с самой крепостью.
Но уже 1 марта, то есть сразу после снятия осады, Галкин, продолжая политику «засмирения», послал отряд на улусного мужика Ижинея, который тоже не хотел платить ясак. Иженея погромили, и он приехал с данью сам. Чтобы спасти свои жизни и уйти от возмездия русских, князцы со своими людьми стали откочевывать от своих прежних мест. Главной задачей государевых людей было сбор ясака, а для этого нужно обязательно местное ясачное население. Понимая это, 9 марта 1634 года Галкин ездил уже уговаривать «якольских князцев Бурдуя и Семена Улта», собиравшихся бежать «на дальние и сторонние реки», боясь ответственности за участие в осаде острога. Ему удалось уговорить их остаться. Действия атамана и его сподвижников были жесткими, даже жестокими.
Признание поражения
Зато борогонский князец Логуй, стараясь в своей борьбе против кангаласских князцов использовать служилых людей, вместе со своими улусными людьми подкочевал к Ленскому острожку, ближе к русским укреплениям. Когда люди Логуя были атакованы большим отрядом кангаласцев (примерно 400 человек), пленили 20 человек и угнали скот, то на помощь Логую, что очень интересно, пришел Иван Галкин. Его люди участвовали в погоне вместе с людьми Логуя и успешно отбили пленников и скот. Совместный отряд Галкина и Логуя осадил крепость кангалассцев. Но взять их укрепленные острожки, сделанные в две стены, было нелегко, и только на третий день служилые добились победы.
После того как их укрепления были разгромлены, кангаласские князцы обещали платить ясак и признали себя подданными Московского государства. Князцы дали аманатов и внесли ясак за себя и своих улусных людей.
После признания кангаласцев поражения многие якуты платили уже ясак как само собой разумеющееся, а многие якутские тойоны признавали власть русского царя. С тех пор ясачные казаки стали собирать дань на Амге, Вилюе, в низовьях Лены, на Алдане.
Так входила Якутия в состав Государства Российского...
По материалам А.Маныкина-Невструева в очерке «Якутские казаки» (Завоеватели Восточной Сибири, Москва, 1883). Источник: Якутия.Инфо