Туркестан и Крым: к 100-летию создания и падения тюркских республик
19 апреля 2018 г.
• 14:06
Февральская революция 1917 года прошла под лозунгом самоопределения наций. Народы распавшейся Российской империи получили возможность создать свои национальные государства. Этот процесс наблюдался везде - в Польше, Финляндии, Украине, на Кавказе. Интересны и процессы создания государств тюркских народов. Это и Азербайджанская демократическая республика, и Алашское государство, и Башкурдистан, и штат Идель-Урал, и Туркестанский мухтарият, и Крымская народная республика.
В начале ХХ века тюркские народы, а точнее их передовая, образованная часть, элита, интеллигенция, буржуазия, то есть класс предпринимателей, торговцев находились под влиянием идей джадидизма, выдвинутых крымскотатарским и тюркским просветителем Исмаилом Гаспринским.
Исмаил бек ГаспринскийСмысл джадидизма заключался в модернизации сознания тюркских народов, отходе от религиозного фанатизма, секуляризации образования, вместе с тем предполагал единство тюрко-мусульманских народов. То есть идея джадидизма не противостояла исламу как таковому, однако джадиды строили свою позицию на реформировании религиозного образования, подведении правил правописания арабской письменности под нужды звуков тюркских языков, создании единого для всех тюрков алфавита на основе арабской графики, но отличающегося от норм классического арабского письма. Джадиды выступали и за реформы методики обучения алфавиту, образования в целом, против фундаментализма и схоластики, догм и доминирования духовенства в общественной жизни.
Джадидские медресе стали гнездами свободомыслия, формировали патриотов, новую элиту. Меценаты из нового для тюркских народов класса - буржуазии, технологическое развитие, например, развитие печатного дела, произвели бум в литературе и публицистике. Тюркские народы получили своих поэтов новой формации, журналистов, публицистов, которые поддерживаемые меценатами, в конечном счете и сформировали пласт будущих руководителей республик в 1917 году. Помимо предпринимателей, спонсоров, книгоиздателей, журналистов и поэтов, тюркские народы получили своих учителей-просветителей и юристов-правозащитников. Они, руководствующиеся принципом Исмаила Гаспринского "Тильде, фикирде, иште бирлик" (Единство в языке, мыслях и делах) и стали во главе процесса создания тюркских республик 100 лет назад.
История Крымской народной республики - Къырым ахали джумхуриети начинается со Всекрымского мусульманского съезда в марте 1917 года, избравшего Мусульманский исполнительный комитет. 1-2 октября 1917 года Мусисполком возложил дальнейшую судьбу Крымского полуострова на Курултай крымских татар. 26 ноября 1917 года в Ханском дворце Бахчисарая Курултай крымских татар провозгласил Крымскую народную республику. Таким образом, была восстановлена крымскотатарская государственность, утраченная вместе с падением Крымского ханства. Курултай стал крымским парламентом. А правительство возглавил Номан Челебиджихан.
Номан ЧелебиджиханВыпускник медресе Зынджырлы, он получил духовное и юридическое образование в Стамбуле, а затем продолжил обучение в Санкт-Петербурге. Юрист и богослов, он не только стоял у истоков Крымской народной республики, создал политическую партию "Милли фирка", но и был муфтием Крыма, Литвы, Польши и Беларуси. Видение Челебиджиханом будущего Крымского полуострова отражено в его следующих словах: "На Крымском полуострове растут разноцветные розы, лилии, тюльпаны. И у каждого из этих изящных цветов есть своя особенная красота, свой особенный нежный аромат. Эти розы, эти цветы - живущие в Крыму народы: татары, русские, армяне, евреи, немцы и другие. Цель Курултая - собрав их вместе, составить из них красивый и изящный букет, основать на прекрасном острове Крым настоящую цивилизованную Швейцарию. Курултай думает не только о крымских татарах, но обо всех народах, на протяжении веков по-братски живущих вместе с ними. Курултай приглашает их работать вместе, и будет идти с ними рука об руку. Крымские татары будут играть в этом деле не роль руководителя, но роль зачинателя, инициатора".
Но мечты Челебиджихана и "Милли фирка" о черноморской Швейцарии, букете из роз, лилий и тюльпанов разбились о революционную борьбу за установление советской власти в Крыму. 26 января 1918 года Номан Челебиджихан был арестован, а 23 февраля 1918 года он был убит матросами-черноморцами. Стихотворение Челебиджихана "Ант эткенмен" (Я поклялся) стало гимном крымскотатарского народа.
Помимо Челбиджихана, следует отметить имена Джафера Сейдамета и Сеитджелиля Хататова, внесших свой вклад в создание и короткое существование народной республики.
Туркестанский мухтарият (автономия) был провозглашен и пал примерно одновременно с Крымской народной республикой. Основанное на джадидских принципах тюркской солидарности и модернизации сознания тюрков-мусульман, государство ставило своей целью объединить народы Центральной Азии вокруг идей единства и стремления к прогрессу.
В то же время, среди активистов национального движения Туркестана были как сторонники консервативного, религиозного, традиционалистского курса, сплотившиеся вокруг партии "Шура-улема" во главе с Сералы Лапиным, так и сторонники секуляризации региона, светского характера государства, реформирования сознания тюркских народов центрально-азиатского региона, приверженность техническому прогрессу, государственно-правовым отношениям, основанных на либерально-демократических ценностях, не выступая при этом против религии открыто, сплотившихся вокруг "Шура-исламия". Кроме того, в самом "Шура-исламия", а впоследствии в руководстве мухтарията существовало разное видение будущего туркестанской государственности, заключающееся в противоречиях во взглядах между Мустафой Шокаем и Мухамеджаном Тынышбаевым, что, впрочем, не мешало им оставаться долгое время соратниками, а сегодня создание Туркестанского мухтарията связано с именами обоих этих деятелей.
Также, как в Крыму и в других регионах, национальное движение в Туркестане активизировалось в марте 1917 года. Череда Всетуркестанских курултаев с весны по осень 1917 года привели к провозглашению Туркестанского мухтарията 26 ноября 1917 года. Получается, съезды, на которых были провозглашены Крымская народная республика и Туркестанский мухтарият прошли в один день, один - в Бахчсиарае, другой - в Коканде.
Правительство Туркестана состояло из 12 человек, Временный народный совет - из 54 членов. Временный народный совет должен был со временем заменить парламент, две трети депутатов которого состояли бы из представителей мусульманских народов региона, а одна треть - из депутатовиного вероисповедания. Голосование, по итогам которого был бы созван парламент, назначили на 20 марта 1918 года. Однако этим идеям не суждено было сбыться.
В руководстве Туркестана находились Султан Шоахмедов, Магди Чанышев, Убайдулла Ходжаев, Хидаят-бек Юргули-Агаев, Абиджан Махмудов, Абдурахман-бек Уразаев, Соломон Герцфельд.
В последние дни мухтарията власть фактически была сконцентрирована в руках Кичик Эргаша. Среди них были казахи, узбеки, татары, еврей. Мухтарият был провозглашен как государство казахов, узбеков, кыргызов, каракалпаков, уйгуров, туркмен, таджиков.
В феврале 1918 года красноармейцы во главе с командиром Осиповым и отряды дашнаков - армянских националистов, выступавших в союзе с большевиками в Центральной Азии, уничтожили мухтарият. Единый Туркестан со столицей в Коканде пал.
Мустафа ШокайМустафа Шокай покинул Туркестан и продолжил политическую борьбу в ходе гражданской войны, присоединившись к борьбе западного отделения Алаш, руководства Башкурдистана и белых против красных. После шовинистического нежелания белых колчаковцев признавать права национальных движений на самоопределение, а также перехода лидеров башкортского движения на сторону красных, после признания большевиками права народов на самоопределение, Шокай эмигрирует в Баку - в Азербайджанскую демократическую республику, а затем в Тбилиси, Стамбул и Париж. Он выпускал журнал и публиковал статьи, посвященные проблемам Туркестана, продолжая свою борьбу против советской власти. Мустафа Шокай умер в Берлине 27 декабря 1941 года, куда был вывезен из Парижа немецкими национал-социалистами после оккупации Франции.
Мухамеджан ТынышбаевИнженер Тынышбаев, выпускник института путей сообщения в Санкт-Петербурге, ушел с поста руководителя Туркестана, присоединившись к другому национально-государственному проекту - Алашской республике. В советский период он внес вклад в строительство Турксиба - железной дороги, связавшей Туркестан с Сибирью в начале 30-х годов. 21 ноября 1937 года Тынышбаев пал жертвой сталинских репрессий.
Имеющий, как и Шокай кызылординские корни и получивший как и он юридическое образование в Санкт-Петербурге Сералы Лапин придерживался более консервативных взглядов, в своих воззрениях больше опирался на религиозные ценности. После разгрома Туркестана, он эмигрировал в Турцию, а затем в Германию. Однако через некоторое время Лапин вернулся и умер в Самарканде. Похоронен на кладбище Шахи-Зинда.
Падение Туркестана дало начало борьбе в регионе, явлению, которое в советское время называли басмачеством, а после распада Советского союза стали называть национально-освободительным движением, в которое был активно вовлечен и Кичик Эргаш.
Крымская народная республика и Туркестанский мухтарият появились в одно время - в 1917 году и пали в одно время - в начале 1918 года. Их разделяли тысячи километров, но объединяли одни принципы джадидизма и одна судьба. Они просуществовали недолго, но оставили след в истории тюркских народов, тюркского мира.
Аскар Даирбек, специально для TuranToday.com
В начале ХХ века тюркские народы, а точнее их передовая, образованная часть, элита, интеллигенция, буржуазия, то есть класс предпринимателей, торговцев находились под влиянием идей джадидизма, выдвинутых крымскотатарским и тюркским просветителем Исмаилом Гаспринским.
Исмаил бек ГаспринскийСмысл джадидизма заключался в модернизации сознания тюркских народов, отходе от религиозного фанатизма, секуляризации образования, вместе с тем предполагал единство тюрко-мусульманских народов. То есть идея джадидизма не противостояла исламу как таковому, однако джадиды строили свою позицию на реформировании религиозного образования, подведении правил правописания арабской письменности под нужды звуков тюркских языков, создании единого для всех тюрков алфавита на основе арабской графики, но отличающегося от норм классического арабского письма. Джадиды выступали и за реформы методики обучения алфавиту, образования в целом, против фундаментализма и схоластики, догм и доминирования духовенства в общественной жизни.
Джадидские медресе стали гнездами свободомыслия, формировали патриотов, новую элиту. Меценаты из нового для тюркских народов класса - буржуазии, технологическое развитие, например, развитие печатного дела, произвели бум в литературе и публицистике. Тюркские народы получили своих поэтов новой формации, журналистов, публицистов, которые поддерживаемые меценатами, в конечном счете и сформировали пласт будущих руководителей республик в 1917 году. Помимо предпринимателей, спонсоров, книгоиздателей, журналистов и поэтов, тюркские народы получили своих учителей-просветителей и юристов-правозащитников. Они, руководствующиеся принципом Исмаила Гаспринского "Тильде, фикирде, иште бирлик" (Единство в языке, мыслях и делах) и стали во главе процесса создания тюркских республик 100 лет назад.
История Крымской народной республики - Къырым ахали джумхуриети начинается со Всекрымского мусульманского съезда в марте 1917 года, избравшего Мусульманский исполнительный комитет. 1-2 октября 1917 года Мусисполком возложил дальнейшую судьбу Крымского полуострова на Курултай крымских татар. 26 ноября 1917 года в Ханском дворце Бахчисарая Курултай крымских татар провозгласил Крымскую народную республику. Таким образом, была восстановлена крымскотатарская государственность, утраченная вместе с падением Крымского ханства. Курултай стал крымским парламентом. А правительство возглавил Номан Челебиджихан.
Номан ЧелебиджиханВыпускник медресе Зынджырлы, он получил духовное и юридическое образование в Стамбуле, а затем продолжил обучение в Санкт-Петербурге. Юрист и богослов, он не только стоял у истоков Крымской народной республики, создал политическую партию "Милли фирка", но и был муфтием Крыма, Литвы, Польши и Беларуси. Видение Челебиджиханом будущего Крымского полуострова отражено в его следующих словах: "На Крымском полуострове растут разноцветные розы, лилии, тюльпаны. И у каждого из этих изящных цветов есть своя особенная красота, свой особенный нежный аромат. Эти розы, эти цветы - живущие в Крыму народы: татары, русские, армяне, евреи, немцы и другие. Цель Курултая - собрав их вместе, составить из них красивый и изящный букет, основать на прекрасном острове Крым настоящую цивилизованную Швейцарию. Курултай думает не только о крымских татарах, но обо всех народах, на протяжении веков по-братски живущих вместе с ними. Курултай приглашает их работать вместе, и будет идти с ними рука об руку. Крымские татары будут играть в этом деле не роль руководителя, но роль зачинателя, инициатора".
Но мечты Челебиджихана и "Милли фирка" о черноморской Швейцарии, букете из роз, лилий и тюльпанов разбились о революционную борьбу за установление советской власти в Крыму. 26 января 1918 года Номан Челебиджихан был арестован, а 23 февраля 1918 года он был убит матросами-черноморцами. Стихотворение Челебиджихана "Ант эткенмен" (Я поклялся) стало гимном крымскотатарского народа.
Помимо Челбиджихана, следует отметить имена Джафера Сейдамета и Сеитджелиля Хататова, внесших свой вклад в создание и короткое существование народной республики.
Туркестанский мухтарият (автономия) был провозглашен и пал примерно одновременно с Крымской народной республикой. Основанное на джадидских принципах тюркской солидарности и модернизации сознания тюрков-мусульман, государство ставило своей целью объединить народы Центральной Азии вокруг идей единства и стремления к прогрессу.
В то же время, среди активистов национального движения Туркестана были как сторонники консервативного, религиозного, традиционалистского курса, сплотившиеся вокруг партии "Шура-улема" во главе с Сералы Лапиным, так и сторонники секуляризации региона, светского характера государства, реформирования сознания тюркских народов центрально-азиатского региона, приверженность техническому прогрессу, государственно-правовым отношениям, основанных на либерально-демократических ценностях, не выступая при этом против религии открыто, сплотившихся вокруг "Шура-исламия". Кроме того, в самом "Шура-исламия", а впоследствии в руководстве мухтарията существовало разное видение будущего туркестанской государственности, заключающееся в противоречиях во взглядах между Мустафой Шокаем и Мухамеджаном Тынышбаевым, что, впрочем, не мешало им оставаться долгое время соратниками, а сегодня создание Туркестанского мухтарията связано с именами обоих этих деятелей.
Также, как в Крыму и в других регионах, национальное движение в Туркестане активизировалось в марте 1917 года. Череда Всетуркестанских курултаев с весны по осень 1917 года привели к провозглашению Туркестанского мухтарията 26 ноября 1917 года. Получается, съезды, на которых были провозглашены Крымская народная республика и Туркестанский мухтарият прошли в один день, один - в Бахчсиарае, другой - в Коканде.
Правительство Туркестана состояло из 12 человек, Временный народный совет - из 54 членов. Временный народный совет должен был со временем заменить парламент, две трети депутатов которого состояли бы из представителей мусульманских народов региона, а одна треть - из депутатовиного вероисповедания. Голосование, по итогам которого был бы созван парламент, назначили на 20 марта 1918 года. Однако этим идеям не суждено было сбыться.
В руководстве Туркестана находились Султан Шоахмедов, Магди Чанышев, Убайдулла Ходжаев, Хидаят-бек Юргули-Агаев, Абиджан Махмудов, Абдурахман-бек Уразаев, Соломон Герцфельд.
В последние дни мухтарията власть фактически была сконцентрирована в руках Кичик Эргаша. Среди них были казахи, узбеки, татары, еврей. Мухтарият был провозглашен как государство казахов, узбеков, кыргызов, каракалпаков, уйгуров, туркмен, таджиков.
В феврале 1918 года красноармейцы во главе с командиром Осиповым и отряды дашнаков - армянских националистов, выступавших в союзе с большевиками в Центральной Азии, уничтожили мухтарият. Единый Туркестан со столицей в Коканде пал.
Мустафа ШокайМустафа Шокай покинул Туркестан и продолжил политическую борьбу в ходе гражданской войны, присоединившись к борьбе западного отделения Алаш, руководства Башкурдистана и белых против красных. После шовинистического нежелания белых колчаковцев признавать права национальных движений на самоопределение, а также перехода лидеров башкортского движения на сторону красных, после признания большевиками права народов на самоопределение, Шокай эмигрирует в Баку - в Азербайджанскую демократическую республику, а затем в Тбилиси, Стамбул и Париж. Он выпускал журнал и публиковал статьи, посвященные проблемам Туркестана, продолжая свою борьбу против советской власти. Мустафа Шокай умер в Берлине 27 декабря 1941 года, куда был вывезен из Парижа немецкими национал-социалистами после оккупации Франции.
Мухамеджан ТынышбаевИнженер Тынышбаев, выпускник института путей сообщения в Санкт-Петербурге, ушел с поста руководителя Туркестана, присоединившись к другому национально-государственному проекту - Алашской республике. В советский период он внес вклад в строительство Турксиба - железной дороги, связавшей Туркестан с Сибирью в начале 30-х годов. 21 ноября 1937 года Тынышбаев пал жертвой сталинских репрессий.
Имеющий, как и Шокай кызылординские корни и получивший как и он юридическое образование в Санкт-Петербурге Сералы Лапин придерживался более консервативных взглядов, в своих воззрениях больше опирался на религиозные ценности. После разгрома Туркестана, он эмигрировал в Турцию, а затем в Германию. Однако через некоторое время Лапин вернулся и умер в Самарканде. Похоронен на кладбище Шахи-Зинда.
Падение Туркестана дало начало борьбе в регионе, явлению, которое в советское время называли басмачеством, а после распада Советского союза стали называть национально-освободительным движением, в которое был активно вовлечен и Кичик Эргаш.
Крымская народная республика и Туркестанский мухтарият появились в одно время - в 1917 году и пали в одно время - в начале 1918 года. Их разделяли тысячи километров, но объединяли одни принципы джадидизма и одна судьба. Они просуществовали недолго, но оставили след в истории тюркских народов, тюркского мира.
Аскар Даирбек, специально для TuranToday.com