Абдуррахман бей Фаталибейли: «Азербайджаном управляли и будут управлять азербайджанские тюрки»
Представляемое ниже вашему вниманию письмо славного сына азербайджанского народа Абдуррахман бея Фаталибейли-Дуденгинского (1908-1954) является ответом на измышления небезызвестного Лазаря Бичерахова, обвинившего легионеров в служении германскому фашизму.
И это несмотря на то, что в течение всей II Мировой войны, находясь в Германии, Л.Бичерахов сам активно сотрудничал с немцами. И даже возглавлял отдел северо-кавказских народов Комитета освобождения народов России (КОНР), возглавляемого небезызвестным генералом А.Власовым.
Истинная причина нападок Л.Бичерахова заключалась в том, что национальные комитеты, функционирующие в то Время Германии, отказывались сотрудничать с КОНР, поскольку данная организация, выступая с позиции "единой и неделимой России", отказывалась признать право нерусских народов СССР на самоопределение. Этой линии они придерживались и после II мировой войны, что вызывало бешенство не только белоэмигрантских кругов, мечтавших о восстановлении "Великой России", но и их прихвостней, вроде генерала Л.Бичерахова.
Вообще-то, Л.Бичерахов не имел абсолютно никакого морального права в чем-то упрекнуть представителей кавказской эмиграции. Чтобы убедиться в этом, достаточно отметить лишь некоторые факты из его биографии, связанные с Азербайджаном. Осетин по национальности Лазарь Бичерахов был участником I мировой войны. В 1915-1918 гг. служил в экспедиционном корпусе генерала Баратова в Северной Персии. В начале июня 1918 года при содействии англичан сформировал в Персии отряд с численностью тысячи чел. В июле того же года отряд Бичерахова через порт Энзели прибыл в Баку и влился в состав войск Бакинской коммуны во главе с Шаумяном, оборонявших город от наступающих турецко-азербайджанских сил под командованием Нури паши. Но очень скоро предав большевиков, переметнулся в противоположную сторону.
Так, 31 июля 1918 года Бичерахов стал одним из активных участников свержения Бакинской коммуны и установления в городе власти Диктатуры Центрокаспия, в состав которой входили дашнаки, правые эсеры и меньшевики. За эту "услугу" Бичерахов был назначен командующим войск Центрокаспия, и в течение августа-сентября 1918 г. пытался предотвратить освобождение Баку национальными силами. Но, несмотря на все усилия Бичерахова и поддержку английского отряда под командованием генерала Л. Денстервиля, в начале августа прибывшего на его подмогу, 15 сентября Баку все же был освобожден. После этого Бичерахов со своим отрядом отступил в Дагестан, где продолжил свои зверства, участвуя в боевых действиях против вооруженных сил Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана.
Впрочем, стремительная развязка событий на фронтах I мировой войны вновь позволила Л.Бичерахову вернуться в Азербайджан. По условиям Мудросского перемирия (30.X.1918) Турция вынуждена была вывести свои войска из Закавказья, которые заменялись английскими войсками. Вместе с ними 17 ноября 1918 г. в Баку со своим отрядом вернулся и Л.Бичерахов, выразивший надежду на то, что "с помощью союзников Великая Русь скоро будет восстановлена в своих исконных границах". В те дни бичераховские солдаты творили бесчинства на улицах Баку. Они устраивали дебоши в азербайджанских кварталах города, срывали вывески на азербайджанском языке, и даже сбивали папахи с азербайджанцев.
Однако, недолго Бичерахову пришлось наслаждаться своей властью в Баку. После признания в конце декабря 1918 г. Азербайджанского правительства англичанами, в январе 1919 г. отряд Бичерахова был переведен в Батуми. Там же в апреле 1919 г. отряд был расформирован. Бичерахов вынужден был эмигрировать. В эмиграции он жил во Франции, Англии и Германии, активно контактируя с белоэмигрантами.
Затем мы наблюдаем очередной политический кульбит в исполнении Бичерахова. Так, сблизившись с внуком имама Шамиля Сеид-беком Шамилем, он примыкает к эмигрантскому движению нерусских народов - "Прометей", а в 1938–1939 гг. даже входит в состав Совета Конфедерации Кавказа (СКК). Вступление Бичерахова в движение "Прометей" и СКК вызвало бурный протест азербайджанских и северокавказских (в основном дагестанских) эмигрантов. В частности, 10 мая 1939 г. М. Э. Расул-Заде обратился с письмом к Президиуму СКК, в котором сообщал о своем выходе из его состава, и отказа участвовать в его работе до тех пор, пока членом его будет числиться Л.Бичерахов.
В этом контексте значимость письма А. Фаталибейли-Дуденгинского заключается не только в том, что оно раскрывает истинное лицо Бичерахова. Данный документ представляет большой интерес, в первую очередь, с точки зрения определения истинных намерений и целей азербайджанских легионеров, сражавшихся в годы II мировой войны на стороне немцев. К сожалению, азербайджанские легионеры, составляющие национальную гордость Азербайджана, до сих пор не получили должной оценки и уважения, соразмерной их заслугам перед Родиной. Будучи истинными патриотами Азербайджана, они боролись не за фашизм и Гитлера, а за освобождение Азербайджана от ига русского коммунизма.
Не следует также забывать, что фашизм и коммунизм – это две стороны одной и той же медали. Неслучайно, что в 2009 году Парламентская ассамблея ОБСЕ приняла специальную декларацию, в которой Советский Союз приравнивается к нацистской Германии, а коммунистическая идеология к фашизму, и ответственность за развязывание II мировой войны возлагается на обе стороны.
Айдын Балаев
доктор исторических наук
Источник: Ann.Az
Открытое письмо генералу Л.Бичерахову:
Господин генерал!
Совсем недавно в Вестнике Российского Антикоммунистического Объединения "Наш путь" (№3), прочитал Вашу статью" "Открытое письмо к эмиграции порабощенных народов".
Вот уже годы, как некоторые круги русской эмиграции во всех политических центрах Запада твердят о том, что национально-освободительные движения нерусских народов были сфабрикованы Гиммлером и Розенбергом помимо воли этих народов и называют их "фашистами", "нацистами", "квислингами", "поклонниками Гитлера".
Мы считали ниже своего достоинства отвечать на это, но Вам, во время II мировой войны примкнувшему к национально-освободительному движению Северного Кавказа, во главе с уважаемым Ахмед-Наби Магома, я вынужден ответить.
Чтобы доказать неcправедливость Ваших утверждений господин генерал, для примера я остановлюсь на национально-освободительном движении азербайджанского народа в период II мировой войны.
Общеизвестно, что тюрко-мусульманские и другие нерусские народы были завоеваны царской Россией, а их независимые демократические республики (1918-1921 гг.) были покорены советской Россией и насильно присоединены к СССР. Поэтому наши народы не могли сражаться за своих поработителей, так как это противоречило бы нашим национальным традициям и законам нашей священной религии.
После непрерывных восстаний и кровавых битв наш народ пришел к убеждению, что кровавый большевизм может быть уничтожен в союзе с внешней силой, и поэтому он был естественным союзником любой державы, объявившей войну СССР. После заключения союзного договора Сталина с Гитлером, все симпатии нашего народа были на стороне западных держав.
Когда Сталин вместе с Гитлером делил Польшу, лишал независимости Балтийские страны, громил Финляндию, мы с затаенным дыханием ждали объявления войны СССР со стороны Англии, Франции, скандинавских и других европейских стран. Тогда мы были бы их естественными союзниками, как против Сталина, так и против Гитлера. Но…получилось иначе. Патриотический долг западных держав связал их с СССР, а нас с Германией.
Как ради нас западные державы не отказались от союза с Кремлем, так и мы не могли ради них, переступив традиции наших отцов, сражаться за Великую Русь или же Советский Союз, – за поработителей нашего народа!
В числе других народов, порабощенных большевизмом, также сыны нашего народа, оголяя советский фронт, перешли на сторону Германии, чтобы вместе с ней бороться за свободу и независимость своей Родины.
Число азербайджанских тюрков, оказавшихся на стороне Германии, было около 150 тысяч, а число всех тюрков и кавказцев доходило до миллиона. Все эти массы были посажены в лагеря военнопленных, где они медленно вымирали, – в числе них был и я.
Надеясь закончить войну к зиме 1941 года и колонизировать все страны, Гитлер не имел никаких намерений создавать легионы, организация которых относится к началу 1942 года. Национал-социалисты смотрели на легионы, как на дешевую вспомогательную силу. Одним из таких дешевых солдат был и я. Люди шли в легионы, чтобы спастись от голодной смерти и хотя бы, в качестве дешевого солдата, умирая отомстить. Если вы и другие руководители считали это позорящим национальную честь, то тогда должны были обратиться к военнопленным с призывом: "Не идите в легионы, и я приду в концентрационный камп умирать вместе с вами".
Одновременно с созданием легионов, в Берлине в целях пропаганды были созданы кое-какие национальные организации и газеты, которые руководились немцами. Всем было запрещено молвить или писать слово "независимость", а вместе этого все должны были обильно употреблять ничего не означающее слово "фрайгайт" – свобода.
Больше других моральному оскорблению подвергались мы, так как нам не разрешалось именоваться своим подлинным национальным именем – азербайджанский тюрок, а называли "азербайджанец", присвоенным нам Сталиным. А наше дорогое национальное знамя было изуродовано путем изъятия символа – "полумесяц и звезда". Безусловно, как и все, находившиеся в Берлине, так и мы, фронтовые солдаты, не могли примириться с этим положением.
…все азербайджанские тюрки, находившиеся в Берлине, собрались под председательством министра Халил бея Хасмамедова, чтобы обсудить вопрос о том, что следует ли продолжать сотрудничество в этих унизительных условиях или же уйти? Мы решили: "Признает ли нашу независимость Германия или нет, но мы не имеем морального права в этот тяжелый момент оставлять наших соотечественников без национального руководства, т.к. это было бы преступлением перед Родиной. Хотим мы этого или нет, наши легионеры включены в борьбу. Надо стремиться всячески защищать их честь, достоинство и жизнь. Нужно сделать так, чтобы их кровь не пропала даром, а текла бы по тому не засыхающему руслу, по которому извечно течет благородная тюркская кровь, а именно, по руслу свободы и независимости.
Для достижения этого мы воспользовались первой уступкой со стороны немцев Азербайджанскому штабу и решили созвать Конгресс, на котором стремились объединиться и продемонстрировать волю нашего народа, принять политическую программу и избрать руководство национально-освободительным движением, а также предъявить требования германскому правительству.
Для созыва Конгресса было много препятствий, поскольку многим сановникам из Восточного министерства и других ведомств это не нравилось. Саботировали это начинание и некоторые немецкие офицеры, вроде ген. Риттер фон Нидермайера. Срок созыва Конгресса трижды откладывался и особенно острые споры произошли между нами и Вермахтпропагандой, требовавшей от нас, чтобы мы объявили врагами азербайджанского народа Англию, Америку и другие западные державы. Это требование мы отклонили, как несоответствующее истине.
Наконец, 6 ноября 1943 года нам удалось созвать Конгресс, продолжавшийся до 10 ноября. На Конгресс собралось около 300 делегатов, представителей старого и молодого поколения. Требуя признания независимости, делегаты гордо заявили: "Мы не сражаемся для того, чтобы заменить одного хозяина другим. Как мы не терпели царских наместников, так не потерпим и правителя любой другой нации. Азербайджаном управляли и будут управлять азербайджанские тюрки, как и Кавказом управляли и будут управлять кавказцы".
В этой обстановке требование независимости было смерти подобно, потому, что оно лишало всей перспективы господ райхскомиссаров, гауляйтеров, короче говоря, опрокидывало вверх дном национал-социалистическую расовую теорию.
Наша политическая программа, принятая на Конгрессе, ни от одного пункта которой мы не отказались, не имеет ничего общего ни с фашизмом, ни с национал-социализмом, ни с коммунизмом, а предусматривает устройство Азербайджана на демократических началах. Вот так, в Кайзергофе, в Берлине, в той обстановке нужно было быть демократом, а теперь им может стать всякий.
…Как бы это ни было тяжело, 17 марта 1945 года Имперское Правительство признало независимость Азербайджана и других тюркских и кавказских стран, за подписью самого философа национал-социализма райхминистра Альфреда Розенберга. Подписывая этот акт, А. Розенберг признался в несостоятельности собственной расовой теории и еще раз засвидетельствовал неугасимость духа независимости у тюрков и кавказцев.
То, что акт был подписан за два месяца до капитуляции или же пять минут до того – не имеет никакого принципиального значения. Это признание нам дорого тем, что оно добыто кровью наших бойцов. Если уж национал-социалистическое правительство признало независимость нашей Родины, то нужно полагать, что демократические державы без каких-либо колебаний учинят это.
В этой же статье, вы, г-н Бичерахов, повествуете о вашей деятельности в 1918 году, о каком-то добровольном союзе народов, созданной вами, о вашей борьбе против красных, против турок и английских деятелей.
Сыны Азербайджана и Северного Кавказа, с чувством наибольшего отвращения вспоминают ваши действия того времени. Мы благодарны турецкому народу, помогшему нам избавиться от бесчинств вашего отряда. Уходя из Баку вы не забыли захватить казну. Когда вы были изгнаны из Баку, вы двинулись на Дербент и в кровавых битвах против северо-кавказцев захватили Петровск… убили дагестанских депутатов. Затем турки пришли на помощь кавказцам, разбили ваш отряд, выгнали вас из Петровска, освободив Северный Кавказ от ваших бесчинств.
Я приглашаю вас, г-н генерал на Суд!
Я заявляю, что готов выступить перед судом любого народа, имеющего претензии к нашему национально-освободительному движению.
В заключение я должен сказать, чего бы это нам ни стоило, мы отомстили за слезы наших матерей и сестер, жен и детей, за кровь наших отцов и братьев и наконец, мы горды тем, что сражались против бича человечества – КОММУНИЗМА.
Пусть Аллах Великий не оставит наши труды, нашу кровь тщетными.
А.Фаталибей, München 22, Postfach 103
И это несмотря на то, что в течение всей II Мировой войны, находясь в Германии, Л.Бичерахов сам активно сотрудничал с немцами. И даже возглавлял отдел северо-кавказских народов Комитета освобождения народов России (КОНР), возглавляемого небезызвестным генералом А.Власовым.
Истинная причина нападок Л.Бичерахова заключалась в том, что национальные комитеты, функционирующие в то Время Германии, отказывались сотрудничать с КОНР, поскольку данная организация, выступая с позиции "единой и неделимой России", отказывалась признать право нерусских народов СССР на самоопределение. Этой линии они придерживались и после II мировой войны, что вызывало бешенство не только белоэмигрантских кругов, мечтавших о восстановлении "Великой России", но и их прихвостней, вроде генерала Л.Бичерахова.
Вообще-то, Л.Бичерахов не имел абсолютно никакого морального права в чем-то упрекнуть представителей кавказской эмиграции. Чтобы убедиться в этом, достаточно отметить лишь некоторые факты из его биографии, связанные с Азербайджаном. Осетин по национальности Лазарь Бичерахов был участником I мировой войны. В 1915-1918 гг. служил в экспедиционном корпусе генерала Баратова в Северной Персии. В начале июня 1918 года при содействии англичан сформировал в Персии отряд с численностью тысячи чел. В июле того же года отряд Бичерахова через порт Энзели прибыл в Баку и влился в состав войск Бакинской коммуны во главе с Шаумяном, оборонявших город от наступающих турецко-азербайджанских сил под командованием Нури паши. Но очень скоро предав большевиков, переметнулся в противоположную сторону.
Так, 31 июля 1918 года Бичерахов стал одним из активных участников свержения Бакинской коммуны и установления в городе власти Диктатуры Центрокаспия, в состав которой входили дашнаки, правые эсеры и меньшевики. За эту "услугу" Бичерахов был назначен командующим войск Центрокаспия, и в течение августа-сентября 1918 г. пытался предотвратить освобождение Баку национальными силами. Но, несмотря на все усилия Бичерахова и поддержку английского отряда под командованием генерала Л. Денстервиля, в начале августа прибывшего на его подмогу, 15 сентября Баку все же был освобожден. После этого Бичерахов со своим отрядом отступил в Дагестан, где продолжил свои зверства, участвуя в боевых действиях против вооруженных сил Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана.
Впрочем, стремительная развязка событий на фронтах I мировой войны вновь позволила Л.Бичерахову вернуться в Азербайджан. По условиям Мудросского перемирия (30.X.1918) Турция вынуждена была вывести свои войска из Закавказья, которые заменялись английскими войсками. Вместе с ними 17 ноября 1918 г. в Баку со своим отрядом вернулся и Л.Бичерахов, выразивший надежду на то, что "с помощью союзников Великая Русь скоро будет восстановлена в своих исконных границах". В те дни бичераховские солдаты творили бесчинства на улицах Баку. Они устраивали дебоши в азербайджанских кварталах города, срывали вывески на азербайджанском языке, и даже сбивали папахи с азербайджанцев.
Однако, недолго Бичерахову пришлось наслаждаться своей властью в Баку. После признания в конце декабря 1918 г. Азербайджанского правительства англичанами, в январе 1919 г. отряд Бичерахова был переведен в Батуми. Там же в апреле 1919 г. отряд был расформирован. Бичерахов вынужден был эмигрировать. В эмиграции он жил во Франции, Англии и Германии, активно контактируя с белоэмигрантами.
Затем мы наблюдаем очередной политический кульбит в исполнении Бичерахова. Так, сблизившись с внуком имама Шамиля Сеид-беком Шамилем, он примыкает к эмигрантскому движению нерусских народов - "Прометей", а в 1938–1939 гг. даже входит в состав Совета Конфедерации Кавказа (СКК). Вступление Бичерахова в движение "Прометей" и СКК вызвало бурный протест азербайджанских и северокавказских (в основном дагестанских) эмигрантов. В частности, 10 мая 1939 г. М. Э. Расул-Заде обратился с письмом к Президиуму СКК, в котором сообщал о своем выходе из его состава, и отказа участвовать в его работе до тех пор, пока членом его будет числиться Л.Бичерахов.
В этом контексте значимость письма А. Фаталибейли-Дуденгинского заключается не только в том, что оно раскрывает истинное лицо Бичерахова. Данный документ представляет большой интерес, в первую очередь, с точки зрения определения истинных намерений и целей азербайджанских легионеров, сражавшихся в годы II мировой войны на стороне немцев. К сожалению, азербайджанские легионеры, составляющие национальную гордость Азербайджана, до сих пор не получили должной оценки и уважения, соразмерной их заслугам перед Родиной. Будучи истинными патриотами Азербайджана, они боролись не за фашизм и Гитлера, а за освобождение Азербайджана от ига русского коммунизма.
Не следует также забывать, что фашизм и коммунизм – это две стороны одной и той же медали. Неслучайно, что в 2009 году Парламентская ассамблея ОБСЕ приняла специальную декларацию, в которой Советский Союз приравнивается к нацистской Германии, а коммунистическая идеология к фашизму, и ответственность за развязывание II мировой войны возлагается на обе стороны.
Айдын Балаев
доктор исторических наук
Источник: Ann.Az
Открытое письмо генералу Л.Бичерахову:
Господин генерал!
Совсем недавно в Вестнике Российского Антикоммунистического Объединения "Наш путь" (№3), прочитал Вашу статью" "Открытое письмо к эмиграции порабощенных народов".
Вот уже годы, как некоторые круги русской эмиграции во всех политических центрах Запада твердят о том, что национально-освободительные движения нерусских народов были сфабрикованы Гиммлером и Розенбергом помимо воли этих народов и называют их "фашистами", "нацистами", "квислингами", "поклонниками Гитлера".
Мы считали ниже своего достоинства отвечать на это, но Вам, во время II мировой войны примкнувшему к национально-освободительному движению Северного Кавказа, во главе с уважаемым Ахмед-Наби Магома, я вынужден ответить.
Чтобы доказать неcправедливость Ваших утверждений господин генерал, для примера я остановлюсь на национально-освободительном движении азербайджанского народа в период II мировой войны.
Общеизвестно, что тюрко-мусульманские и другие нерусские народы были завоеваны царской Россией, а их независимые демократические республики (1918-1921 гг.) были покорены советской Россией и насильно присоединены к СССР. Поэтому наши народы не могли сражаться за своих поработителей, так как это противоречило бы нашим национальным традициям и законам нашей священной религии.
После непрерывных восстаний и кровавых битв наш народ пришел к убеждению, что кровавый большевизм может быть уничтожен в союзе с внешней силой, и поэтому он был естественным союзником любой державы, объявившей войну СССР. После заключения союзного договора Сталина с Гитлером, все симпатии нашего народа были на стороне западных держав.
Когда Сталин вместе с Гитлером делил Польшу, лишал независимости Балтийские страны, громил Финляндию, мы с затаенным дыханием ждали объявления войны СССР со стороны Англии, Франции, скандинавских и других европейских стран. Тогда мы были бы их естественными союзниками, как против Сталина, так и против Гитлера. Но…получилось иначе. Патриотический долг западных держав связал их с СССР, а нас с Германией.
Как ради нас западные державы не отказались от союза с Кремлем, так и мы не могли ради них, переступив традиции наших отцов, сражаться за Великую Русь или же Советский Союз, – за поработителей нашего народа!
В числе других народов, порабощенных большевизмом, также сыны нашего народа, оголяя советский фронт, перешли на сторону Германии, чтобы вместе с ней бороться за свободу и независимость своей Родины.
Число азербайджанских тюрков, оказавшихся на стороне Германии, было около 150 тысяч, а число всех тюрков и кавказцев доходило до миллиона. Все эти массы были посажены в лагеря военнопленных, где они медленно вымирали, – в числе них был и я.
Надеясь закончить войну к зиме 1941 года и колонизировать все страны, Гитлер не имел никаких намерений создавать легионы, организация которых относится к началу 1942 года. Национал-социалисты смотрели на легионы, как на дешевую вспомогательную силу. Одним из таких дешевых солдат был и я. Люди шли в легионы, чтобы спастись от голодной смерти и хотя бы, в качестве дешевого солдата, умирая отомстить. Если вы и другие руководители считали это позорящим национальную честь, то тогда должны были обратиться к военнопленным с призывом: "Не идите в легионы, и я приду в концентрационный камп умирать вместе с вами".
Одновременно с созданием легионов, в Берлине в целях пропаганды были созданы кое-какие национальные организации и газеты, которые руководились немцами. Всем было запрещено молвить или писать слово "независимость", а вместе этого все должны были обильно употреблять ничего не означающее слово "фрайгайт" – свобода.
Больше других моральному оскорблению подвергались мы, так как нам не разрешалось именоваться своим подлинным национальным именем – азербайджанский тюрок, а называли "азербайджанец", присвоенным нам Сталиным. А наше дорогое национальное знамя было изуродовано путем изъятия символа – "полумесяц и звезда". Безусловно, как и все, находившиеся в Берлине, так и мы, фронтовые солдаты, не могли примириться с этим положением.
…все азербайджанские тюрки, находившиеся в Берлине, собрались под председательством министра Халил бея Хасмамедова, чтобы обсудить вопрос о том, что следует ли продолжать сотрудничество в этих унизительных условиях или же уйти? Мы решили: "Признает ли нашу независимость Германия или нет, но мы не имеем морального права в этот тяжелый момент оставлять наших соотечественников без национального руководства, т.к. это было бы преступлением перед Родиной. Хотим мы этого или нет, наши легионеры включены в борьбу. Надо стремиться всячески защищать их честь, достоинство и жизнь. Нужно сделать так, чтобы их кровь не пропала даром, а текла бы по тому не засыхающему руслу, по которому извечно течет благородная тюркская кровь, а именно, по руслу свободы и независимости.
Для достижения этого мы воспользовались первой уступкой со стороны немцев Азербайджанскому штабу и решили созвать Конгресс, на котором стремились объединиться и продемонстрировать волю нашего народа, принять политическую программу и избрать руководство национально-освободительным движением, а также предъявить требования германскому правительству.
Для созыва Конгресса было много препятствий, поскольку многим сановникам из Восточного министерства и других ведомств это не нравилось. Саботировали это начинание и некоторые немецкие офицеры, вроде ген. Риттер фон Нидермайера. Срок созыва Конгресса трижды откладывался и особенно острые споры произошли между нами и Вермахтпропагандой, требовавшей от нас, чтобы мы объявили врагами азербайджанского народа Англию, Америку и другие западные державы. Это требование мы отклонили, как несоответствующее истине.
Наконец, 6 ноября 1943 года нам удалось созвать Конгресс, продолжавшийся до 10 ноября. На Конгресс собралось около 300 делегатов, представителей старого и молодого поколения. Требуя признания независимости, делегаты гордо заявили: "Мы не сражаемся для того, чтобы заменить одного хозяина другим. Как мы не терпели царских наместников, так не потерпим и правителя любой другой нации. Азербайджаном управляли и будут управлять азербайджанские тюрки, как и Кавказом управляли и будут управлять кавказцы".
В этой обстановке требование независимости было смерти подобно, потому, что оно лишало всей перспективы господ райхскомиссаров, гауляйтеров, короче говоря, опрокидывало вверх дном национал-социалистическую расовую теорию.
Наша политическая программа, принятая на Конгрессе, ни от одного пункта которой мы не отказались, не имеет ничего общего ни с фашизмом, ни с национал-социализмом, ни с коммунизмом, а предусматривает устройство Азербайджана на демократических началах. Вот так, в Кайзергофе, в Берлине, в той обстановке нужно было быть демократом, а теперь им может стать всякий.
…Как бы это ни было тяжело, 17 марта 1945 года Имперское Правительство признало независимость Азербайджана и других тюркских и кавказских стран, за подписью самого философа национал-социализма райхминистра Альфреда Розенберга. Подписывая этот акт, А. Розенберг признался в несостоятельности собственной расовой теории и еще раз засвидетельствовал неугасимость духа независимости у тюрков и кавказцев.
То, что акт был подписан за два месяца до капитуляции или же пять минут до того – не имеет никакого принципиального значения. Это признание нам дорого тем, что оно добыто кровью наших бойцов. Если уж национал-социалистическое правительство признало независимость нашей Родины, то нужно полагать, что демократические державы без каких-либо колебаний учинят это.
В этой же статье, вы, г-н Бичерахов, повествуете о вашей деятельности в 1918 году, о каком-то добровольном союзе народов, созданной вами, о вашей борьбе против красных, против турок и английских деятелей.
Сыны Азербайджана и Северного Кавказа, с чувством наибольшего отвращения вспоминают ваши действия того времени. Мы благодарны турецкому народу, помогшему нам избавиться от бесчинств вашего отряда. Уходя из Баку вы не забыли захватить казну. Когда вы были изгнаны из Баку, вы двинулись на Дербент и в кровавых битвах против северо-кавказцев захватили Петровск… убили дагестанских депутатов. Затем турки пришли на помощь кавказцам, разбили ваш отряд, выгнали вас из Петровска, освободив Северный Кавказ от ваших бесчинств.
Я приглашаю вас, г-н генерал на Суд!
Я заявляю, что готов выступить перед судом любого народа, имеющего претензии к нашему национально-освободительному движению.
В заключение я должен сказать, чего бы это нам ни стоило, мы отомстили за слезы наших матерей и сестер, жен и детей, за кровь наших отцов и братьев и наконец, мы горды тем, что сражались против бича человечества – КОММУНИЗМА.
Пусть Аллах Великий не оставит наши труды, нашу кровь тщетными.
А.Фаталибей, München 22, Postfach 103