Сказки о Байраме: «Мы ж были огнепоклонниками»
«Мы ж были огнепоклонниками». Именно так среднестатистический азербайджанец с особой легкостью на душе объяснит вам древние новогодние (Байрам, он же новруз, он же приход весны) традиции Азербайджана, уважительное отношение своих предков к огню, ветрам, воде, земле.
Еще он обязательно покажет вам Атешгях – «древний храм огнепоклонников» близ Баку, на деле являющийся караван-сараем (постоялым двором, гостиницей) индийских купцов, выкупивших эту небольшую территорию в XVIII веке у местных мусульман и построивших внутри этого караван-сарая свою молельную комнату, раздутую позже любителями экзотики до «древнего храма» якобы местных «огнепоклонников».
Среднестатистический азербайджанец вырос на этих сказках и продолжает растить на них уже своих детей. Кстати, помочь ему в этом особо постарались советские идеологи.
Советская власть, до середины ХХ века вообще запрещавшая праздновать Байрам (новруз) в Азербайджане, после хрущевской оттепели решила: «не можем бороться, возглавим», и с тех пор пропаганда во всю промывала мозги азербайджанцам этим самым огнепоклонничеством. Делалось это с одной простой целью: направить поиски самоидентификации азербайджанских тюрков в какое угодно русло - мидийское, персидское, да хоть индуистское, лишь бы только не тюркское. «А то ведь вспомнят еще эти советские азербайджанцы свои корни, а там ведь совсем рядом такая же тюркская, но буржуазная Турция, да и буржуазный Иран с 30 миллионами соплеменников», - мучились в страшных конвульсиях советские идеологи, пытаясь разорвать древние связи тюркских народов друг с другом. Но ничего лучше искусственного «огнепоклонничества» для «древних мидийцев» - азербайджанцев так и не придумали.
- Вы же жжете костры в Байрам, разве нет? Ну вот, значит вы огнепоклонники. У вас еще перед Байрамом есть особые дни чествования стихий, в том числе и огня, разве нет? Точно, огнепоклонники!
Легко, удобно, размышлять особо не надо. А меньше всего на свете среднестатистические товарищи (во всем мире, не только у нас) любят именно размышлять. Вот и постепенно превратились наши «среднестатистические» в это самое – «мы ж были огнепоклонниками».
Не знаю, огнепоклонниками, зороастрийцами или индуистами вы там были, сами решайте, но тюрки, в том числе предки азербайджанских тюрков, с тех пор как познали себя под именем Тюрк, никогда никакому огню и прочим стихиям, никаким камням, истуканам, крестам, символам и знакам не поклонялись. Стихии почитали, природу уважали. Поклонялись же только Творцу всего сущего, земли и небес.
В священном Аль-Коране сказано, что Всевышний отправлял Своих пророков с заветами единобожия ко всем народам, но многие их отвергли. Слава Создателю, наши мудрые предки не оказались в числе заблудших.
Амир Эйваз, специально для TuranToday.com
Еще он обязательно покажет вам Атешгях – «древний храм огнепоклонников» близ Баку, на деле являющийся караван-сараем (постоялым двором, гостиницей) индийских купцов, выкупивших эту небольшую территорию в XVIII веке у местных мусульман и построивших внутри этого караван-сарая свою молельную комнату, раздутую позже любителями экзотики до «древнего храма» якобы местных «огнепоклонников».
Среднестатистический азербайджанец вырос на этих сказках и продолжает растить на них уже своих детей. Кстати, помочь ему в этом особо постарались советские идеологи.
Советская власть, до середины ХХ века вообще запрещавшая праздновать Байрам (новруз) в Азербайджане, после хрущевской оттепели решила: «не можем бороться, возглавим», и с тех пор пропаганда во всю промывала мозги азербайджанцам этим самым огнепоклонничеством. Делалось это с одной простой целью: направить поиски самоидентификации азербайджанских тюрков в какое угодно русло - мидийское, персидское, да хоть индуистское, лишь бы только не тюркское. «А то ведь вспомнят еще эти советские азербайджанцы свои корни, а там ведь совсем рядом такая же тюркская, но буржуазная Турция, да и буржуазный Иран с 30 миллионами соплеменников», - мучились в страшных конвульсиях советские идеологи, пытаясь разорвать древние связи тюркских народов друг с другом. Но ничего лучше искусственного «огнепоклонничества» для «древних мидийцев» - азербайджанцев так и не придумали.
- Вы же жжете костры в Байрам, разве нет? Ну вот, значит вы огнепоклонники. У вас еще перед Байрамом есть особые дни чествования стихий, в том числе и огня, разве нет? Точно, огнепоклонники!
Легко, удобно, размышлять особо не надо. А меньше всего на свете среднестатистические товарищи (во всем мире, не только у нас) любят именно размышлять. Вот и постепенно превратились наши «среднестатистические» в это самое – «мы ж были огнепоклонниками».
Не знаю, огнепоклонниками, зороастрийцами или индуистами вы там были, сами решайте, но тюрки, в том числе предки азербайджанских тюрков, с тех пор как познали себя под именем Тюрк, никогда никакому огню и прочим стихиям, никаким камням, истуканам, крестам, символам и знакам не поклонялись. Стихии почитали, природу уважали. Поклонялись же только Творцу всего сущего, земли и небес.
В священном Аль-Коране сказано, что Всевышний отправлял Своих пророков с заветами единобожия ко всем народам, но многие их отвергли. Слава Создателю, наши мудрые предки не оказались в числе заблудших.
Амир Эйваз, специально для TuranToday.com