Мухаммед Эмин Расулзаде

31 января 1884 года в бакинском селении Новханы родился Мухаммед Эмин Расулзаде (Мамед Эмин; 1884-1955), тюркский журналист, литератор, публицист, общественный и политический деятель, глава Азербайджанского Национального совета, провозгласившего в 1918 году независимость и демократическое устройство Азербайджана.
На этой страничке мы собрали не просто фотографии, относящиеся к национальному лидеру Азербайджана: за каждой фотографией (кликните по любой из них) - цитаты Мухаммеда Эмин-бея, не потерявшие своей актуальности по сей день, - высказывания, тесно перекликающиеся с событиями в современном мире - от войны в Украине, феномена "извечной имперскости" даже среди русских "либералов", реальной деколонизации народов и прав человека до всевозрастающего интереса к тюркской истории, тюркизму и вообще идеи Турана. Внизу есть и видеоролик, смонтированный нами на основе аудио-записи обращения Мухаммеда Эмин-бея к народу Азербайджана ("Голос Америки", 1953 год). Это наиболее полная версия аудио-записи, на которой звучит пробившийся до нас сквозь тысячи советских глушилок голос не просто основоположника республиканских традиций Азербайджана, но и одного из главных зачинателей распада Тюрьмы Народов - Российской империи, инициатора федерализма и полного суверенитета тюркских народов на пространстве от Крыма до Якутии.
Свобода – это общемировая идея. Если останется хоть один закабаленный человек, хоть одна угнетенная нация, миру не видать истинной свободы и безопасности... Несомненно, однажды правда засияет, и победит тот, кто на стороне свободы, принципа Объединенных Наций и прав человека. Это солнце победы вновь подобно 28 мая 1918 года взойдет над нашей любимой Родиной, угнетаемой ныне красным деспотизмом. Граждане, нисколько в этом не сомневайтесь! Украина, Кавказ, Туркестан, Кубань, Казань и другие такие же страны не только не хотят оставаться под владычеством России, но еще объявляют об этом перед лицом всего мира, требуя независимости! Неправильно назвать "сепаратизмом" движение народа, которое направлено к освобождению своей страны от чужеземной оккупации и восстановления своей независимости, объявленной на основе самого возвышенного идеала современного культурного человечества и демократии - лозунга о самоопределении народов. Ведь никому в голову не приходила мысль назвать сепаратизмом борьбу бельгийского народа, борющегося за освобождение своей страны от германской оккупации во время мировой войны! Подобно этому, мы полагаем, что нельзя азербайджанское, грузинское или украинское движение, направленные против русской оккупации, также назвать "сепаратизмом". Почему движения Северного Кавказа, Туркестана, Казани, Крыма и других народов рассматриваются как отрицательные сепаратистские явления?! Эти народы, ведущие не сепаратистскую, а настоящую борьбу за независимость своих родин в тоже время ничуть не намерены расчленить Россию. Наоборот, мы от души желаем России процветать и сохранить свое территориальное единство в пределах своих национальных границ. Но отход Кавказа азербайджанцам, грузинам и горцам вовсе не означает расчленения России. Точно также ни Украина, ни Туркестан никакого отношения к России не имеют. Мы не можем понять, почему стремления этих народов к завоеванию своих естественных прав, достижения ими независимости и господства над своими национальными территориями рассматриваются как "акт расчленения" России?! Такую ересь могут выразить только лица, которые допускают существование некоторых господствующих прав русского народа над всеми нерусскими народами, находившимися в пределах бывшей Российской империи. Говорят о кемализме и о его "агрессивных планах". Что же мы видим на деле? Кемализм самым категорическим и искренним образом отказался от всех тех оттоманских земель, которые остались за пределами границ "национального пакта". Он принял эту историческую необходимость, так, как она есть в действительности. И планы "пантуранизма", которые приписываются ему, ничто иное, как хитроумный тактический шаг, желающих лить воду на мельницу господ "панруссистов". И сегодняшний реалистический "тюркизм", своим фактом существования благотворно действующий на национальное и самостийное движение тюркских народов в Советском Союзе, безусловно, является врагом "панруссизма". Роль, которую сыграл панславизм по отношению к Австро-Венгерской империи, быть может, сыграет и "тюркизм" по отношению к "Советскому Союзу", этому новому виду той же Русской Империи. Мы, в борьбе за свою свободу и независимость, опираемся на могучие лозунги нашего века; защита границ русского империализма, образовавшихся в результате захвата и насилий, для нас не могла, и не может быть идеалом! Мы не питаем решительно никакой неприязни к русскому народу, как таковому, напротив, мы преисполнены по отношению к нему самых лучших пожеланий. Но, вместе с тем, мы действительно враги русского империализма, который насилием и захватом, забрав и нас в свою колесницу, будет препятствовать нам устраивать свою жизнь и развивать культуру в тех формах, в которых хотим мы сами. Утверждать это по отношению к русскому империализму в прошлом, в настоящем и в будущем нисколько мы не остерегаемся. И мы уверены, что вместе с общественным мнением всего света, и история нас не осудит. Переходя к вопросу о пантуранизме, мы хотели бы, пользуясь случаем, пояснить той среде, которую видимо стараются обрабатывать эти демагоги, что подобно народам славянским, и в народах, принадлежащих к тюркской расе, зародилась идея национального объединения, которая, приняв, в течение известного периода времени, характер романтизма, оказала благотворное и прогрессивное влияние в сравнении с религиозно-исламистской идеологией, господствовавшей до того времени в тюрко-татарском мире. Однако, пантуранизм, обладая еще меньшими реальными условиями и возможностями, чем панславизм, сравнительно в более короткое время пришел к тем же выводам, к каким в свое время и панславизм. И уже сегодня самые ярые пантуранисты довольствуются лишь заботой – как можно больше сохранить общекультурные ценности. Счастье и свобода в независимости. Вот почему, господа, поднятое Национальным советом это трехцветное знамя, представляющее независимый Азербайджан, тюркскую свободу, исламскую культуру и современную европейскую власть свободных людей, будет вечно развеваться над нашими головами. Однажды поднятый флаг больше никогда не опустится! Идея тюркского самосознания особо распространялась среди мусульман бывшей Российской империи. Но этому способствовали вовсе не турецкие эмиссары, как об этом любят говорить наши противники, и не только образ действия реакционного правительства и крайних правых партий, а «славянофильская демонстрация» либеральной части русского общества, позволяющей себе на страницах печати давать советы идущим на Балканы сестрам милосердия «не перевязывать раны турецкому аскеру, пока есть на виду раненый солдат-славянин». Вот это отношение самым естественным образом вызывало в народных массах тюркских племен бывшей Российской империи сильный подъем национального духа, что выражалось в сборе пожертвований в пользу красного полумесяца, контрманифестаций тюркского студенчества и ухода молодых людей добровольцами в турецкую действующую армию. Эти обстоятельства и настроения остались неизменными и во время мировой войны, где Турция и Россия оказались друг против друга. Означенный период войн богат фактами национального самосознания тюркских народов. На определение тюркского национального самосознания тюркской интеллигенции вообще, а турецкой в частности, оказали не малое влияние и научно-лингвистические открытия европейских, в частности русских, ученых ориенталистов-тюркологов, доказывающих, вопреки установившемуся всеобщему взгляду, существование древней тюркской культуры, памятниками которой стало гордиться тюркское молодое поколение. Путешествие Вамбери по Средней Азии, идеальное открытие Фон-Ле-Кока, знаменитая книга Леона Кахона об истории тюркской расы, словарь тюркских наречий Радлова и научные труды Бартольда по истории Туркестана, а также труды других ориенталистов-тюркологов, в том или другом виде, доходили до тюркской интеллигенции и вызывали у нее определенную реакцию. Восстание в Албании, националистическое движение среди албанской интеллигенции и подобные акции убили в младотюрках веру в реальность идеологии панисламизма. Мировая война доказала это воочию. Арабские провинции восстали против центра, а мусульманские сипаи Англии из Индии обстреливали Дарданеллы – проход в священный город Халифа. В это тяжелое время испытаний, идеология тюркизма начинает выступать на первый план, как политическая система. Но было бы ошибкой думать, что тюркизм, как культурно-философское мировоззрение, родилось только во время войны последних десятилетий; нет, оно сложилось не сразу. Тюркизм уже давно давал о себе знать среди турецкой интеллигенции. Пантуранизм, как одна из разновидностей национального движения на Востоке, несколько разнится от того национализма на Западе, который принято считать явлением реакционным, часто называемым шовинизмом. Шовинизм - движение агрессивное и зиждется, главным образом, на факторах экспансии определенной уже национально-консолидированной капиталистической державы, стремящейся к росту своей власти и расширению своих территориальных владений. Национализм европейский - идеология политически-агрессивная; национализм же на Востоке - явление политически-оборонительное и социально-прогрессивное. Вся система общественной идеологии уже переходила от религиозной системы исламизма на национальную систему тюркизма, соответственно изменяя и фразеологию, употребляемую в «тюркской печати» до того называвшейся «мусульманской». Учрежденная в Баку в 1915 году, во время войны, газета «Ачыг Соз», которая, называя русских мусульман тюрками, не взирая на помехи военной цензуры, проводила определенную тюркскую и национально-демократическую идеологию. Вскоре после этого, с той же идеологией появляется на арену жизни до того находившаяся в подполье партия «Мусават», которая ставит вопрос о распаде России на национально-территориальные единицы, в последствии добивается независимости Азербайджана; одновременно с этим, ее представители защищают это требование и в отношении других тюркских народов, находящихся в пределах России. Идеал пантуранизма, безусловно, революционизировал народные массы тюркских племен. Каждые в отдельности они, имели перед собой гигантские силы врага, не могли бы даже и заикнуться о свободе и независимости, но сознание того, что они не малочисленные племена, а члены многомиллионной нации, имевшей славную историю и такое же блестящее будущее, естественным образом укрепляло в них надежды и вызывало на активную борьбу против векового врага. Обыкновенно, говоря о пантуранизме, романтики сравнивают его с классическим примером расовой теории, - с пангерманизмом. Хватаются за это сравнение и те демагоги, которые хотят кое-кого напугать «туранским нашествием». Но правильнее было бы тут провести параллель не с пангерманизмом, а с панславизмом... Следует ли говорить о том, что панславизм не помешал России трижды делить Польшу, что Болгария обязанная своим освобождением России, воевала против нее. Почему такая разница, почему удалось Германии объединиться и выдержать натиск мировой войны, а славянские народы пошли вразброд..? Если панславизм в своей идеальной части не осуществился, то, несомненно, он сыграл большую реальную роль в пробуждении славянских народов к независимой национальной жизни и способствовал образованию свободных славянских государств. Такое же участи подвергся и пантуранизм. Он тоже начал с подражания пангерманизму, но, развиваясь дальше, пошел по пути панславизма и уже приходит к тем результатам, к каким пришел панславизм. Пантуранизм, как идеология революционизирующая народные массы тюркских племен и вызывающая их на арену активной борьбы за национальное определение и утверждение своей независимости, объективно, является идеей прогрессивной, в свою очередь своим острием направленной против русского империализма и идей пресловутой «единой и неделимой России». При своем возникновении пантуранизм следовал расовой теории: но, впоследствии, в силу объективно исторических данных, даже самые признанные вожди движения пришли к убеждению, что национальная консолидация народа не зиждется только на общности расовых начал и что из одного и того же расового материала могут выделиться разные самостоятельные нации. Национальное самосознание тюркских народов от расовой идеологии переходит на идеологию национальную, что исключает возможность агрессии даже в области идеологическо-теоретической. От своеобразных, порою заманчивых плодов русской политической мысли мы, народы подвластные России, пострадали не раз. Никакие квази-либеральные фразы не закроют от поля нашего зрения то, что русские империалисты не только не хотят отказаться от насильственно приобретенных их предками чужих земель, но, наоборот, думают под тем или иным предлогом приобрести еще и новые! Пусть ни на чем не основанные «предостережения» противников коалиции народов Кавказа, Украины, Туркестана и других борящихся против русского империализма угнетенных наций не запугают нас, и, не обращая внимания на злостную демагогию врагов, желающих внести в наши ряды элементы сомнения и раздора, дружными и стройными рядами идемте к раз намеченной высокой цели освобождения наших народов!
Амир Эйваз, специально для TuranToday.com
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ: