Кызылбашская держава Сефевидов. Часть вторая: шах Аббас и нетюркские племена

15 ноября 2016 г. • 19:30
Нетюркские племена кызылбашей (Сефевидов - ред.) состояли из следующих народов... кавказские народы, такие как грузины, черкесы, армяне, лазы, осетины и другие... Roger M.Savory. The consolidation of Safawid power in Persia*

Часть II. Положение нетюркских племен в составе Сефевидской армии после реформ шаха Аббаса

Часть IЧасть III

Жан-Батист Тавернье в книге "Шесть путешествий через Турцию в Персию и Ост-Индию" писал следующее:

"Гулар-агаси командующий гулямами или рабами. В самом деле они или рабы, или сыновья рабов, из народов всех разновидностей, которые очень хорошо служат царю. По большей части они ренегаты-грузины, и этих гулямов около 18 тысяч, все конники, чье жалование составляет от 5 до 8 томанов в год. Горчи очень хорошие мужья, в то время как гулямы, как только получают жалование, ударяются в пьянство и развязность... Будучи рабами и из разных народов они не имеют уз привязанности или кровного родства, и если у царя есть повод наказать кого-либо из них, то командующий их корпусом осуществляет это".

Как вы поняли эти гулямы (прототип османских янычар) были шиитами, точнее принимали шиизм: на то он и гулям (раб), что принимал веру государства, которому служит так усердно, хотя по правде, как уже стало ясно, они не особо-то следовали канонам веры, но были преданы шаху.

Кстати, потомки грузин Кахетии и Саингило-Эрети (восточная Грузия), насильно переселенных в Сефевидское государство в начале XVII века шахом Аббасом – это ферейданцы, этнографическая группа грузин, проживающая в западном Иране в районе городе Ферейдуншехр. Разговаривают на ферейданском диалекте грузинского языка. Исповедуют шиизм (джафаритский мазхаб).

Действительно, после реформ Аббаса к воинским объединениям Сефевидов примкнули и ряд других народностей, но все же большинством оставались тюрки.

Обратите внимание, что писал по этому поводу тот же Тавернье:

"Шах Аббас Первый сделал всё, что мог, чтобы распустить это ополчение (речь о воинах горчи - прим.авт.) и поставить вместо них гулямов. Его ненависть к ним была только из-за того, что он считал их слишком могущественными; он имел привычку говорить своим фаворитам, что ничто, кроме могущества горчи не может противостоять королевской власти. По этой причине он отнял у них некоторые привилегии и передал гулямам, Но он не смог осуществить свои намерения как-либо далее".

Как мы знаем, шах Аббас старался уменьшить сильное влияние кызылбашской знати, и его в чем-то можно было понять: он должен был обуздать эту знать, ведущую почти уже независимую от центра внутреннюю и внешнюю политику.

И.П.Петрушевский в своем труде "Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв." по этому поводу отмечал:

"Сефевидское правительство, особенно при шахе Аббасе I и его ближайших преемниках, стремилось к созданию централизованного деспотического государства. Шахское правительство было заинтересовано в сокрушении или, по крайней мере, в ослаблении остатков старинных владетельных феодалов, уцелевших в ряде областей Кызылбашского государства, в частности, в прикаспийских странах, от до-сефевидских времен. Уже со времени шаха Тахмаспа I (1524-1576) шахскому правительству приходилось опасаться усиления могущества той самой новой кызылбашской военно-кочевой знати, при поддержке которой Сефевиды пришли к власти. Центробежные тенденции, междоусобия и мятежи этой кызылбашской знати, начало которым положило восстание эмиров племени устаджлу 1526 г., несли определенную опасность для шахской власти. Шах Аббас I, при поддержке гражданской бюрократии, начавшей складываться при нем новой военной аристократии из выслужившихся гулямов и других кадров созданного этим шахом постоянного войска, и крупного купечества, принял решительные меры к ослаблению кызылбашской знати и владетельных феодалов, добился известных успехов в борьбе с феодальной раздробленностью и деле укрепления центральной власти. Но полностью осуществить задачу создания централизованного государства сефевидскому правительству не удалось".

Несмотря на всяческие его реформы, на всякие стремления ослабить их влияние, путем внедрения гулямов из кавказских и христианских семей, которые приняв шиизм стали верны шаху (аналогия с янычарами), и иранских племен, тюрки составляли большинство армии и военно-аристократичной знати. И эта тенденция оставалась до эпохи самих Каджаридов.

Очевидец тех времен А.М.Колюбакин подтвердил бы:

"Из числа главных групп населения Персии, племена тюрко-татарского происхождения представляют наибольший интерес в военном отношении: из этих племен комплектуется большая и притом лучшая часть регулярных войск; ими же выставляется значительная и надежная часть конной милиции". А.М.Колюбакин. Состав населения Персии по племенам и провинциям. Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Выпуск 4, СПб, Военная типография, 1883. Секретно. Издание Военно-Ученого Комитета Главного Штаба.

Или вот другое:

"Существует убеждение, которого держится и самое персидское правительство, что персиянин плохой солдат, по крайней мере, сравнительно с турком. Войска из южных провинций считаются худшими в Персии". Там же.

Ну, а говоря о персах:

"Коренное персидское население относительно численности принимает весьма малое участие в вооруженных силах. Все городское население совершенно освобождено от воинской повинности, а эта часть населения, преимущественно персидского происхождения, составляет около 30% (1,5 млн). Существует кроме того много изъятий и освобождений у сельского населения от личной воинской повинности по разным причинам. В числе последних есть одна весьма курьезная: население участка Кашана (пр. Ирак-Аджеми) совершенно освобождено от личной воинской повинности по трусости, не раз доказанной горьким опытом (д. Полак). Взамен личной повинности оно обложено большим денежным налогом; в число платящих включены и женщины, повсюду в Персии освобожденные от податей и налогов. При отсутствии точных данных трудно сказать, сколько частей выставляет сельское население персов. Чисто персидскими по составу можно считать только 3 батальона регулярной пехоты из Фарса (2400 ч.), 3 из Кирмана (2400 ч.), 2 из Исфахана (1600 ч.) и 2-3 пехотных и 3-4 артиллерийских батальонов из Ирака. Во всяком случае, чистые персы выставляют не больше 10,000 человек регулярных войск. К этому надо прибавить конную милицию, точная цифра которой неизвестна, но, судя по общей цифре иррегулярной конницы и количеству всадников, выставляемых другими племенами, персияне Ирака, Фарсистана, Кирмана, Лурристана (Керманшах) и других частей дают не больше 10,000 всадников. Это конница, по многим отзывам, хорошего качества, особенно фарсистанская (Чириков). Общая цифра в 20,000 человек будет наибольшее количество войск, составленных из коренного населения государства. Таким образом, это население входит в состав армии в количестве 20%, составляя более 60% всего населения". Там же.

В заключении хотел бы сказать, что не смотря на такую жесткую политику к тюркским племенам этого правителя Сефевидов (Аббаса), он все же гордился своими тюркскими корнями, и это отмечали многие историки той эпохи.

Итальянский путешественник Пьетро делла Валле, изучивший тюркский после долгого пребывания при дворе османского султана, пишет про свой визит к Сефевидам:

"Шах [Аббас] спросил меня, знаем ли мы тюркский, и они ответили ему, что я говорю на нем очень хорошо. Поэтому я проговорил на нем с ним целый день. После того, как он уселся на свой трон, он посмотрел на меня весело и сказал, как они говорят на тюркском: "Khosh galdi, safa galdi (добро пожаловать)".
А из многотомника Василия Потто про Кавказскую войну весьма примечательна следующая цитата:

"Завладевши всею Кахетиею и большею частью Карталинии, однажды шах Аббас сидел у дверей своего шатра, как главный мирза доложил, что от грузинского царя прислан посол с подарками. Явился картлинский тадад... и поверг к туфлям шаха корзину со свежими плодами, и шах похвалил плоды, - "Чох-Гюзель" ("очень хорошо; прекрасно"), - повторял он".
Кармелиты (католический монашеский орден) в 1607 году сообщали, что "Тюркский язык обычно употребляем Шахом Аббасом Первым, и вельможи и солдаты обычно говорят на нем". Кстати, они же во времена правления Аббаса Второго говорили, что "тюрки́ был языком двора и широко использовался в Исфахане и на севере".

*in V.Minorsky "Tadhkirat al-Muluk". London, 1943, p.16-18, 188

Самир Агаяров, специально для TuranToday.com