Абай: Весеннее солнце Алаша
21 августа 2020 г.
• 17:19
Казахстан отмечает 175-летний юбилей Абая – казахского поэта, мыслителя, композитора. Имя Абая для казахского народа стоит особо среди имен других великих людей и знаменитых личностей.
Абай Кунанбаев родился 10 августа 1845 года на территории нынешней Восточно-Казахстанской области, в районе, носящем ныне его имя, а исторически называющемся Шынгыстау - Чингисские горы, название которых по одной из версий связано с именем Чингис-хана. Абай родился в богатой семье родоправителя Кунанбая, ага-султана Каркаралинского округа, властного человека, не только правившего своим народом, но и служащего ему всем сердцем. Это была середина XIX века, время, когда Казахское ханство перестало существовать, а территория Казахстана почти полностью вошла в состав Российской империи.
Несмотря на это, казахи сохраняли кочевой образ жизни, многовековой уклад, быт, традиции и обычаи. Абай рос в кочевой, казахской, степной среде. Ребенком отец отправил его в город – в Семей, где Абай получил образование в медресе Ахмет-Риза. Помимо грамотности и основ религии, Абай изучал арабский, персидский, чагатайский и русский языки. С ранних лет отец приобщал к вопросам управления народом, решения судебных тяжб, межродовых споров.
Абай впитывал в себя не только знания обычного права, традиций, истории, генеалогических преданий, но и дастанов – героических поэм, эпосов, кисс – поэм религиозного содержания, поэзию средневековых персидских и тюркских поэтов Востока. Своими учителями Абай считал Фирдоуси, Саади, Низами, Навои и других их современников. Вместе с тем, на творчество Абая влияли в первую очередь народные песни, школа салов и серы, распространенная в XIX веке в Сарыарке – степи северного и центрального Казахстана.
Творчество Абая близко народу, корнями восходит к народному фольклору, народной музыке. Наряду с этим, Абай – мастер коротких, емких, но глубоких по содержанию нравоучений, в его советах, изречениях звучит призыв к единству народа, к трудолюбию, к честности. Борьба с ленью, трайбализмом, эгоизмом, высокомерием, людскими пороками была основой жизни Абая. «Коль упорны твои труды, Попрошайкой не будешь ты», «Коль казах казаху не друг, Будет жизнь постылой вокруг», «Ты сердечным будь, Человеком будь и трудись, не жалея сил», - призывает Абай в своих стихотворениях к гуманизму, общечеловеческим ценностям.
«Измучен, обманут я всеми вокруг, меня предавали и недруг, и друг», - сетует Абай на жизнь, на нравы людей, на эпоху.
Одно из главных мест в творчестве Абая занимает ислам, вера в Аллаха. Абай признает существование и единственность Всевышнего. Вместе с тем, он далек от фанатизма и призывает жить по-современному, добывать знания, не отставать от прогресса. Этим Абай отличается от многих религиозных людей той эпохи, представителей духовенства, зациклившихся сугубо на религии. Абай рассуждает о ценностях ислама с позиции человеческих, гуманистических ценностей. Жить по заповедям Всевышнего, избегать лжи, воровства, высокомерия, относиться к человеку как к собрату, понимать бренность жития – это главное, что хотел донести Абай.
Абай был далек от трайбализма и национализма. Любя казахский народ, желая ему добра, он осуждает национальное высокомерие, принижение других наций. Абай высоко отзывается об узбеках и татарах – тюркских братьях, осуждает стереотипы, сложившиеся в народе в отношении братских народов ввиду культурных и ментальных особенностей, различий.
При этом Абай был русофилом, пророссийски настроенным человеком, видел в России прогресс и источник знаний. Эта позиция Абая позволила ему и его произведениям избежать запрета даже в самые суровые годы репрессий и стало стержнем, духовной скрепой в советском Казахстане, поскольку вписывалось в концепцию о дружбе народов, общесоветского патриотизма.
Вместе с тем, надо отметить, что во многом подобный образ Абая был создан Мухтаром Ауэзовым для сохранения имени поэта и спасения его произведений от цензуры, запрета.
Ведь младшие сыновья и родной племянник Абая – поэт и философ Шакарим были репрессированы как враги народа, националисты, богатые и религиозные люди. Более того, была уничтожена Алаш-Ордынская интеллигенция, а ведь они, поэты, журналисты, политические деятели, поднявшие в 1917 года флаг свободы Алаша, почитали Абая за учителя.
Абаем была создана школа последователей, поэтов, композиторов, мыслителей. Эта деятельность повлияла на появление и становление целой плеяды политиков и поэтов Алаш-Орды. В этом плане, Абай - крестный отец Алаш-Орды, наряду с основоположником джадидизма, тюркизма Исмаилом Гаспринским. Лидер Алаш – Алихан Бокейханов высоко ценил Абая и неоднократно подчеркивал это.
Особое место занимает лирика Абая. Его стихотворения, полные любви, песни, посвященные своим музам – подростковой любви Тогжан, Туржан – Каламкас, брак с которой сорвался, супругам – Дильде и Айгерим остаются образцом лирической казахской поэзии. Правда, ряд исследователей полагает, что образы возлюбленной иносказательны, являются аллегорией и связаны с суфийской любовью к Всевышнему, наряду с мистикой Руми, Яссауи, Аттара и др. Подобные диспуты следует оставить литературоведам, философам, теологам, специалистам по исследованию суфизма.
Поэт, журналист Сабит Донентаев очень емко назвал Абая «весенним солнцем Алаша». В этой краткой характеристике, заключенной в трех словах – весь Абай, его место и положение в литературе и истории Казахстана. Роман в двух томах Мухтара Ауэзова «Путь Абая» поднял имя Абая до высот, познакомил читателей с жизнью Абая, раскрыл образ Абая со всех сторон как человека. Немало для изучения, пропаганды творчества Абая, его наследия, школы Абая сделано Кайымом Мухамедхановым.
Переводы творчества Абая на тюркские языки, мероприятия, посвященные Абаю в странах тюркского мира, внесли бы большой вклад в культурное сближение тюркских народов. Ситуация с пандемией повлияла на перенос большинства мероприятий, посвященных Абаю в режим онлайн. Вместе с тем, те же онлайн-конференции более доступны для широкого круга людей, нежели конференция, проведенная в привычном формате.
Помнить и чтить Абая – необходимо. Вместе с тем, необходим и новый взгляд на Абая, пересмотр оценок Абая, учитывая, что они сделаны в другую, советскую эпоху. Необходимы новые формы пропаганды его творчества, более интересные для молодежи, более понятные в современных условиях. В этом основная задача для сохранения творчества Абая и в этом заключается почтение к Абаю.
Аскар Даирбек, специально для TuranToday.com
Абай Кунанбаев родился 10 августа 1845 года на территории нынешней Восточно-Казахстанской области, в районе, носящем ныне его имя, а исторически называющемся Шынгыстау - Чингисские горы, название которых по одной из версий связано с именем Чингис-хана. Абай родился в богатой семье родоправителя Кунанбая, ага-султана Каркаралинского округа, властного человека, не только правившего своим народом, но и служащего ему всем сердцем. Это была середина XIX века, время, когда Казахское ханство перестало существовать, а территория Казахстана почти полностью вошла в состав Российской империи.
Несмотря на это, казахи сохраняли кочевой образ жизни, многовековой уклад, быт, традиции и обычаи. Абай рос в кочевой, казахской, степной среде. Ребенком отец отправил его в город – в Семей, где Абай получил образование в медресе Ахмет-Риза. Помимо грамотности и основ религии, Абай изучал арабский, персидский, чагатайский и русский языки. С ранних лет отец приобщал к вопросам управления народом, решения судебных тяжб, межродовых споров.
Абай впитывал в себя не только знания обычного права, традиций, истории, генеалогических преданий, но и дастанов – героических поэм, эпосов, кисс – поэм религиозного содержания, поэзию средневековых персидских и тюркских поэтов Востока. Своими учителями Абай считал Фирдоуси, Саади, Низами, Навои и других их современников. Вместе с тем, на творчество Абая влияли в первую очередь народные песни, школа салов и серы, распространенная в XIX веке в Сарыарке – степи северного и центрального Казахстана.
Творчество Абая близко народу, корнями восходит к народному фольклору, народной музыке. Наряду с этим, Абай – мастер коротких, емких, но глубоких по содержанию нравоучений, в его советах, изречениях звучит призыв к единству народа, к трудолюбию, к честности. Борьба с ленью, трайбализмом, эгоизмом, высокомерием, людскими пороками была основой жизни Абая. «Коль упорны твои труды, Попрошайкой не будешь ты», «Коль казах казаху не друг, Будет жизнь постылой вокруг», «Ты сердечным будь, Человеком будь и трудись, не жалея сил», - призывает Абай в своих стихотворениях к гуманизму, общечеловеческим ценностям.
«Измучен, обманут я всеми вокруг, меня предавали и недруг, и друг», - сетует Абай на жизнь, на нравы людей, на эпоху.
Одно из главных мест в творчестве Абая занимает ислам, вера в Аллаха. Абай признает существование и единственность Всевышнего. Вместе с тем, он далек от фанатизма и призывает жить по-современному, добывать знания, не отставать от прогресса. Этим Абай отличается от многих религиозных людей той эпохи, представителей духовенства, зациклившихся сугубо на религии. Абай рассуждает о ценностях ислама с позиции человеческих, гуманистических ценностей. Жить по заповедям Всевышнего, избегать лжи, воровства, высокомерия, относиться к человеку как к собрату, понимать бренность жития – это главное, что хотел донести Абай.
Абай был далек от трайбализма и национализма. Любя казахский народ, желая ему добра, он осуждает национальное высокомерие, принижение других наций. Абай высоко отзывается об узбеках и татарах – тюркских братьях, осуждает стереотипы, сложившиеся в народе в отношении братских народов ввиду культурных и ментальных особенностей, различий.
При этом Абай был русофилом, пророссийски настроенным человеком, видел в России прогресс и источник знаний. Эта позиция Абая позволила ему и его произведениям избежать запрета даже в самые суровые годы репрессий и стало стержнем, духовной скрепой в советском Казахстане, поскольку вписывалось в концепцию о дружбе народов, общесоветского патриотизма.
Вместе с тем, надо отметить, что во многом подобный образ Абая был создан Мухтаром Ауэзовым для сохранения имени поэта и спасения его произведений от цензуры, запрета.
Ведь младшие сыновья и родной племянник Абая – поэт и философ Шакарим были репрессированы как враги народа, националисты, богатые и религиозные люди. Более того, была уничтожена Алаш-Ордынская интеллигенция, а ведь они, поэты, журналисты, политические деятели, поднявшие в 1917 года флаг свободы Алаша, почитали Абая за учителя.
Абаем была создана школа последователей, поэтов, композиторов, мыслителей. Эта деятельность повлияла на появление и становление целой плеяды политиков и поэтов Алаш-Орды. В этом плане, Абай - крестный отец Алаш-Орды, наряду с основоположником джадидизма, тюркизма Исмаилом Гаспринским. Лидер Алаш – Алихан Бокейханов высоко ценил Абая и неоднократно подчеркивал это.
Особое место занимает лирика Абая. Его стихотворения, полные любви, песни, посвященные своим музам – подростковой любви Тогжан, Туржан – Каламкас, брак с которой сорвался, супругам – Дильде и Айгерим остаются образцом лирической казахской поэзии. Правда, ряд исследователей полагает, что образы возлюбленной иносказательны, являются аллегорией и связаны с суфийской любовью к Всевышнему, наряду с мистикой Руми, Яссауи, Аттара и др. Подобные диспуты следует оставить литературоведам, философам, теологам, специалистам по исследованию суфизма.
Поэт, журналист Сабит Донентаев очень емко назвал Абая «весенним солнцем Алаша». В этой краткой характеристике, заключенной в трех словах – весь Абай, его место и положение в литературе и истории Казахстана. Роман в двух томах Мухтара Ауэзова «Путь Абая» поднял имя Абая до высот, познакомил читателей с жизнью Абая, раскрыл образ Абая со всех сторон как человека. Немало для изучения, пропаганды творчества Абая, его наследия, школы Абая сделано Кайымом Мухамедхановым.
Переводы творчества Абая на тюркские языки, мероприятия, посвященные Абаю в странах тюркского мира, внесли бы большой вклад в культурное сближение тюркских народов. Ситуация с пандемией повлияла на перенос большинства мероприятий, посвященных Абаю в режим онлайн. Вместе с тем, те же онлайн-конференции более доступны для широкого круга людей, нежели конференция, проведенная в привычном формате.
Помнить и чтить Абая – необходимо. Вместе с тем, необходим и новый взгляд на Абая, пересмотр оценок Абая, учитывая, что они сделаны в другую, советскую эпоху. Необходимы новые формы пропаганды его творчества, более интересные для молодежи, более понятные в современных условиях. В этом основная задача для сохранения творчества Абая и в этом заключается почтение к Абаю.
Аскар Даирбек, специально для TuranToday.com