Памирские кыргызы - прошлое и настоящее
31 марта 2011 г.
• 00:23
В высокогорьях Памира проживает небольшой, но самобытный тюркский этнос - памирские кыргызы. Представители этой этнической группы заселили Памир в XVII-XVIII веках, адаптировавшись к местным климатическим условиям.
Памирские кыргызы являются потомками части енисейских кыргызов, покинувших в XIV-XV веках Южную Сибирь, и переселившихся в Среднюю Азию, где произошло разделение переселенцев, часть из которых ушла в горы Памира и окончательно обосновалась там, в XVII-XVIII веках. Из русских источников известно, что кыргызы составляли большую часть населения Памира (10 000 человек в конце XIX века), регион был тюркским.
Памирские кыргызы вынуждены были выплачивать огромные подати кокандскому хану, цинскому наместнику и афганцам, поэтому русская колонизация региона не встретила сопротивления, так как кыргызы считали их спасением от агрессии и экспансии соседей. Однако затем начался передел кыргызского Памира. Восточную его часть - Ташкурган, получил Цинский Китай, долину реки Вахандарья (так называемый «Ваханский коридор» - буферная зона между российским Туркестаном и британской Индией) получил Афганистан, остальная территория (Бадахшан) перешла к Российской империи. Таким образом, кыргызы были разделены искусственными границами.
В 20-х годах ХХ века, бадахшанский Памир, населённый преимущественно этническими кыргызами, был передан Таджикской ССР. В результате этого, земли памирских кыргызов оказались за пределами тюркской территории.
Впервые памирские кыргызы были обнаружены и описаны русскими военными в конце XIX века. По их свидетельствам, местные кыргызы вели кочевой образ жизни. Занимали они преимущественно долины рек и озёр, ферганские степи. Жили памирские кыргызы ранее в юртах, а во время суровых морозов перебирались в сложенные из груды камней зимовки. В них они проводили зиму, запасаясь перед этим продовольствием.
Занимаются памирские кыргызы преимущественно кочевым скотоводством, так как не было подходящих условий для земледелия. Скот памирского кочевника состоит из небольшого числа яков, баранов, быков, коров и лошадей. Зажиточных кочёвок на Памире никогда не встречалось, что говорит о необеспеченности памирских кыргызов. По свидетельствам русских этнографов, посещавших Памир, у кыргызских кочевий насчитывалось от 200 до 600 баранов и от 3 до 30 яков. Верблюдов у кыргызских кочевников было немного и они особо ценились.
До прихода в регион русских, тяжёлое материальное положение кыргызов ещё более усугублялось хозяйничавшими здесь китайцами и кашгарцами, которые нещадно грабили местных жителей, налагая на них огромные налоги, которые передавались иноземным наместникам памирским беком. Вожди памирских кыргызов владели всем регионом, но при этом подчинялись сильным соседям, пока в 1880-х годах наконец не перешли под покровительство России, включившей кыргызский Памир в состав Туркестанской губернии, образованной из покорённых тюркских земель Средней Азии.
Фольклор памирских кыргызов, как и всего кыргызского народа, представлен эпосом «Манас», исполняемым сказителями - «манасчи». Следует отметить, что памирские кыргызы считают Манаса выходцем из Памира и якобы происходящим из рода Сары-Нагой, который населяет Сарыкольский хребет (таджикский Памир).
Ранее у кыргызов Памира была широко распространена охота. Главным её объектом являлись архар и каик. Благодаря охоте кыргызы могли прокормить свои семьи. Из шкур убитых животных часто шилась тёплая одежда
Традиционной и основной одеждой памирских кыргызов является ватный халат и тулуп из овечьей шерсти, что помогает преодолеть холодные зимы. Особым разнообразием одежда кочевников не отличается.
Рацион питания памирских кыргызов составляют мясомолочные продукты, что характерно для всех кочевых тюркских народов. Особой любовью памирских кыргызов пользуется солёный мясной навар с большим количеством перца, варёная баранина или же жареная в сале. Традиционным напитком является кумыс, широко распространено употребление молока яка.
Среди памирских кыргызов большой популярностью пользуются скачки на верблюдах и яках. Обычно они проводятся на праздниках. В соревнованиях принимают участие кыргызы со всех концов Памира.
Бишкек отправляет гуманитарную помощь памирским кыргызам
Некогда, среди памирских кыргызов находились люди, занимающиеся грабежом. Обычно подвергались нападениям караваны, направлявшиеся в сторону богатых Туркестана, Кашгара и Бухары. Афганские эмиры были в доброжелательных отношениях с кыргызскими разбойниками и часто пользовались их помощью. Однако в конце XIX века русская администрация пресекла грабёж, и разбоям памирских кыргызов был положен конец.
В наше время у памирских кыргызов наблюдается ряд серьёзных проблем. Практически все их селения расположены в горах и отрезаны от внешнего мира. Отсутствуют дороги, связывающие кыргызские селения с уездными городами. Памирские кыргызы не получают медицинскую помощь, вследствие чего высока смертность, в особенности детская. Усугубляется продовольственный кризис. Кроме того, этнос находится под угрозой языковой ассимиляции. В Памирском регионе отсутствуют школы с преподаванием кыргызского языка, хотя кыргызы - преобладающий здесь этнос, да и уровень грамотности в целом очень низкий. В Таджикистане и Афганистане проводится целенаправленная политика, призванная ассимилировать целый тюркоязычный народ. Ещё одна крупная проблема - употребление опиума. Около 90% кыргызских кочевников употребляет опиум.
Во время установления советской власти на Памире часть местных кыргызов поддержала басмачей. Лидером антисоветского движения в регионе стал представитель рода тейит и признанный лидер памирских кыргызов Рахманкул-хан, который после поражения басмачей переселился в Афганистан, где ему было присвоено звание «Pasbani Pamir» - «Защитник Памира». Однако после вторжения советских войск в Афганистан в 1979 году, престарелый Рахманкул-хан увёл своих подданных в пакистанскую часть Кашмира, однако эта перекочёвка стоила жизней сотен кыргызов. Затем начались столкновения с местными кашмирцами. Тогда Рахманкул обратился за помощью к США, прося выделить его роду землю на…Аляске. Но в 1982 году на помощь своим тюркским братьям пришла Турция, которая выделила кыргызам землю у озера Ван, однако те отказались следовать туда и во главе нового лидера - Абдуррашида-хана, выбили себе пастбища на Малом Памире. Сам Рахманкул со своим родом переехал в Турцию.
В наше время создаются планы по репатриации памирских кыргызов на территорию Кыргызстана. Сама эта идея принадлежит первому президенту Кыргызстана - Аскару Акаеву. В настоящее время репатриация поддерживается афганскими кыргызами, однако если она всё-таки будет проведена, то тюркский мир окончательно утратит Памир и этнос исчезнет, но зато положение памирских кыргызов значительно улучшится. Ныне, делегации от кыргызов Таджикистана и Афганистана обследуют земли на побережье Иссык-Куля для переселения, и возможно, что через некоторое время значительная часть кыргызского населения Памира (по крайней мере его афганской части) переселится в Кыргызстан.
Николай Гусейнов, специально для TuranToday.com
Памирские кыргызы являются потомками части енисейских кыргызов, покинувших в XIV-XV веках Южную Сибирь, и переселившихся в Среднюю Азию, где произошло разделение переселенцев, часть из которых ушла в горы Памира и окончательно обосновалась там, в XVII-XVIII веках. Из русских источников известно, что кыргызы составляли большую часть населения Памира (10 000 человек в конце XIX века), регион был тюркским.
Памирские кыргызы вынуждены были выплачивать огромные подати кокандскому хану, цинскому наместнику и афганцам, поэтому русская колонизация региона не встретила сопротивления, так как кыргызы считали их спасением от агрессии и экспансии соседей. Однако затем начался передел кыргызского Памира. Восточную его часть - Ташкурган, получил Цинский Китай, долину реки Вахандарья (так называемый «Ваханский коридор» - буферная зона между российским Туркестаном и британской Индией) получил Афганистан, остальная территория (Бадахшан) перешла к Российской империи. Таким образом, кыргызы были разделены искусственными границами.
В 20-х годах ХХ века, бадахшанский Памир, населённый преимущественно этническими кыргызами, был передан Таджикской ССР. В результате этого, земли памирских кыргызов оказались за пределами тюркской территории.
Впервые памирские кыргызы были обнаружены и описаны русскими военными в конце XIX века. По их свидетельствам, местные кыргызы вели кочевой образ жизни. Занимали они преимущественно долины рек и озёр, ферганские степи. Жили памирские кыргызы ранее в юртах, а во время суровых морозов перебирались в сложенные из груды камней зимовки. В них они проводили зиму, запасаясь перед этим продовольствием.
Занимаются памирские кыргызы преимущественно кочевым скотоводством, так как не было подходящих условий для земледелия. Скот памирского кочевника состоит из небольшого числа яков, баранов, быков, коров и лошадей. Зажиточных кочёвок на Памире никогда не встречалось, что говорит о необеспеченности памирских кыргызов. По свидетельствам русских этнографов, посещавших Памир, у кыргызских кочевий насчитывалось от 200 до 600 баранов и от 3 до 30 яков. Верблюдов у кыргызских кочевников было немного и они особо ценились.
До прихода в регион русских, тяжёлое материальное положение кыргызов ещё более усугублялось хозяйничавшими здесь китайцами и кашгарцами, которые нещадно грабили местных жителей, налагая на них огромные налоги, которые передавались иноземным наместникам памирским беком. Вожди памирских кыргызов владели всем регионом, но при этом подчинялись сильным соседям, пока в 1880-х годах наконец не перешли под покровительство России, включившей кыргызский Памир в состав Туркестанской губернии, образованной из покорённых тюркских земель Средней Азии.
Фольклор памирских кыргызов, как и всего кыргызского народа, представлен эпосом «Манас», исполняемым сказителями - «манасчи». Следует отметить, что памирские кыргызы считают Манаса выходцем из Памира и якобы происходящим из рода Сары-Нагой, который населяет Сарыкольский хребет (таджикский Памир).
Ранее у кыргызов Памира была широко распространена охота. Главным её объектом являлись архар и каик. Благодаря охоте кыргызы могли прокормить свои семьи. Из шкур убитых животных часто шилась тёплая одежда
Традиционной и основной одеждой памирских кыргызов является ватный халат и тулуп из овечьей шерсти, что помогает преодолеть холодные зимы. Особым разнообразием одежда кочевников не отличается.
Рацион питания памирских кыргызов составляют мясомолочные продукты, что характерно для всех кочевых тюркских народов. Особой любовью памирских кыргызов пользуется солёный мясной навар с большим количеством перца, варёная баранина или же жареная в сале. Традиционным напитком является кумыс, широко распространено употребление молока яка.
Среди памирских кыргызов большой популярностью пользуются скачки на верблюдах и яках. Обычно они проводятся на праздниках. В соревнованиях принимают участие кыргызы со всех концов Памира.
Бишкек отправляет гуманитарную помощь памирским кыргызам
Некогда, среди памирских кыргызов находились люди, занимающиеся грабежом. Обычно подвергались нападениям караваны, направлявшиеся в сторону богатых Туркестана, Кашгара и Бухары. Афганские эмиры были в доброжелательных отношениях с кыргызскими разбойниками и часто пользовались их помощью. Однако в конце XIX века русская администрация пресекла грабёж, и разбоям памирских кыргызов был положен конец.
В наше время у памирских кыргызов наблюдается ряд серьёзных проблем. Практически все их селения расположены в горах и отрезаны от внешнего мира. Отсутствуют дороги, связывающие кыргызские селения с уездными городами. Памирские кыргызы не получают медицинскую помощь, вследствие чего высока смертность, в особенности детская. Усугубляется продовольственный кризис. Кроме того, этнос находится под угрозой языковой ассимиляции. В Памирском регионе отсутствуют школы с преподаванием кыргызского языка, хотя кыргызы - преобладающий здесь этнос, да и уровень грамотности в целом очень низкий. В Таджикистане и Афганистане проводится целенаправленная политика, призванная ассимилировать целый тюркоязычный народ. Ещё одна крупная проблема - употребление опиума. Около 90% кыргызских кочевников употребляет опиум.
Во время установления советской власти на Памире часть местных кыргызов поддержала басмачей. Лидером антисоветского движения в регионе стал представитель рода тейит и признанный лидер памирских кыргызов Рахманкул-хан, который после поражения басмачей переселился в Афганистан, где ему было присвоено звание «Pasbani Pamir» - «Защитник Памира». Однако после вторжения советских войск в Афганистан в 1979 году, престарелый Рахманкул-хан увёл своих подданных в пакистанскую часть Кашмира, однако эта перекочёвка стоила жизней сотен кыргызов. Затем начались столкновения с местными кашмирцами. Тогда Рахманкул обратился за помощью к США, прося выделить его роду землю на…Аляске. Но в 1982 году на помощь своим тюркским братьям пришла Турция, которая выделила кыргызам землю у озера Ван, однако те отказались следовать туда и во главе нового лидера - Абдуррашида-хана, выбили себе пастбища на Малом Памире. Сам Рахманкул со своим родом переехал в Турцию.
В наше время создаются планы по репатриации памирских кыргызов на территорию Кыргызстана. Сама эта идея принадлежит первому президенту Кыргызстана - Аскару Акаеву. В настоящее время репатриация поддерживается афганскими кыргызами, однако если она всё-таки будет проведена, то тюркский мир окончательно утратит Памир и этнос исчезнет, но зато положение памирских кыргызов значительно улучшится. Ныне, делегации от кыргызов Таджикистана и Афганистана обследуют земли на побережье Иссык-Куля для переселения, и возможно, что через некоторое время значительная часть кыргызского населения Памира (по крайней мере его афганской части) переселится в Кыргызстан.
Николай Гусейнов, специально для TuranToday.com